Напоминаем, Закон о платежных услугах №1591-ІХ уже вступил в силу, но начнет действовать с 1 августа 2022 года (раздел об открытом банкинге будет действовать только с 1 августа 2025 года). Закон создает условия для внедрения в Украине концепции открытого банкинга, меняющей правила игры: клиент теперь не будет привязан к конкретному банку и его мобильному приложению – появляется совершенно новое поле конкуренции.
Уже скоро клиент сможет, как и раньше, пользоваться услугами одного банка, а интерфейс и даже электронное платежное средство выбирать отдельно из доступных на рынке предложений.
На круглом столе обсудили следующие вопросы:
Что даст рынку открытый банкинг?
Конкуренция на уровне интерфейсов начнет подталкивать к развитию гибкие и технологические финтек-компании, не сталкивающиеся с банковским регулированием. Открытый банкинг также может изменить подход банков к работе. Новая система будет побуждать их к передаче некоторых аналитических и вспомогательных функций на аутсорс.
Закон уникален также и тем, что создает пространство для развития новых моделей ведения бизнеса, экосистем и маркетплейсов. Банки получат большую конкуренцию в традиционно своих сегментах рынка. Кроме того, банки смогут расширять доступ к тем сегментам рынка, которые на сегодняшний день недоступны или слишком сложные для них.
Зачем украинцам и финансовому рынку новые виды счетов?
Закон предусматривает два новых вида счетов – платежные и расчетные (не стоит путать с текущими счетами, которые также привыкли называть расчетными).
Платежные счета приближают финкомпании к банковскому формату предоставления услуг. Они смогут выпускать карты, которые можно будет использовать для расчетов или получения кредита, как и банковские карты.
Расчетные счета будут обеспечивать проведение выплат и одновременно четко отделять собственные средства финкомпаний от клиентских средств в расчетах. Это поспособствует развитию безопасных и удобных платежных сервисов.
Какие возможности открывает закон для рядовых украинцев?
Украинцы получат возможность выбирать не конкретного поставщика услуг, со всем "пакетом" услуг, а собственно сами услуги у различных поставщиков – так, как будет удобно клиенту.
Стоит отметить, что сам по себе закон не внедрит все эти изменения одним движением руки. Впереди – путь разработки и стандартизации открытых API, адаптации внутренних процессов, формирования лучших практик.