
Банки обеспокоены посягательством Антимонопольного комитета Украины на конфиденциальную информацию об их клиентах, которую они не имеют права разглашать. На законный отказ банков нарушать банковскую тайну АМКУ реагирует штрафами. Ситуация со временем только обостряется. Пути выхода из нее банкиры искали во время встречи, которая проходила на днях в Независимой ассоциации банков Украины
К понятию «банковская тайна» входит не только обязанность банка хранить в тайне операции своих клиентов от посторонних лиц, а также информацию о счетах и депозитах. Прежде всего, банк обязан тщательно хранить конфиденциальную информацию, которую клиент предоставляет на условиях нераспространения.
Однако, Антимонопольный комитет Украины требует от банков раскрытия информации, составляющей банковскую тайну. «Способность хранить тайну - это не только вопрос имиджа и репутации банка. Обязанность финансовых учреждений должным образом оберегать доверенную клиентом информацию установлен соответствующим законодательством. Однако АМКУ руководствуется исключительно законом об Антимонопольном комитете Украины, который предполагает получение информации, и игнорирует другие законодательные нормы. При этом на отказ банка пойти на уступки, АМКУ налагает штрафы, которые могут достигать 1% от валового дохода банка за год. Такой подход государственного органа является недопустимым и, безусловно, грозит банковскому бизнесу», - считает Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ.
Согласно статьи 1076 Гражданского кодекса банк гарантирует тайну банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте. Данная информация может быть предоставлена только клиенту или его уполномоченному представителю.
Круг субъектов, которые имеют право требовать непосредственно от банка раскрытия информации, которая содержит банковскую тайну, определяется в ст. 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». При этом банк раскрывает такую информацию государственным органам, в частности, Антимонопольному комитету, по их письменному требованию относительно операций по счетам конкретного юридического или физического лица – субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени. То есть объем банковской тайны, которая может быть раскрыта другим лицам и государственным органам, имеет определенные законом пределы.
Однако АМКУ пытается получить доступ к личной информации в большем объеме, чем это предусмотрено законом. И полностью игнорирует тот факт, что по закону получить полную информацию от банка на письменный запрос может только ее владелец или по требованию и по решению суда.
Вместе с тем, помимо предоставления информации относительно операций по счетам клиентов, АМКУ требует информацию также о лицах-контрагентах по этим операциям, которые являются клиентами других банков. Согласно закону, банку запрещено предоставлять информацию о клиентах другого банка, даже если их имена указаны в документах, соглашениях и операциях клиентов. Информация предоставляется только по решению суда или по согласию клиента, включительно с раскрытием личности контрагента и другой информации. Эти нормы прописаны в статье 62 закона о банковской деятельности и п. 3.5 главы 3 Правил хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденные Постановлением Правления НБУ от 14.07.2006 г. № 267.
Впрочем, АМКУ акцентирует внимание банкиров на статьях 7, 16, 22, 22-1 ЗУ «Об Антимонопольном комитете Украины», в котором отмечается, что Комитет имеет право на получение по своему письменному запросу информации относительно операций клиентов банка с указанием даты, суммы средств по дебету и кредиту, идентификационного кода и индивидуального налогового номера плательщика и получателя, реквизитов счетов контрагента, назначения платежа и тому подобное. Также АМКУ мотивирует еще тем, что статья 62 ЗУ «О банках и банковской деятельности» не содержит оговорок, что информация операций по счетам клиентов банка, предоставляется только относительно даты, суммы средств по дебету и кредиту счета.
При чем ссылка банка на нормы специального банковского законодательства, в АМКУ не считают основанием для отказа открыть банковскую тайну. Соответственно непредоставление исчерпывающей информации, АМКУ расценивает как нарушение, предусмотренное п.14 ст.15 ЗУ «О защите экономической конкуренции» (представление информации не в полном объеме).
В условиях такой несогласованности правовых норм в вопросе раскрытия банковской тайны, банкам важно сохранить лояльность и доверие клиентов, чтобы избежать оттока денег со счетов и депозитов физических и юридических лиц. Для предотвращения такой ситуации необходимо четко определить перечень случаев и получателей такой информации во всех законодательных нормах. Именно поэтому банки рассматривают несколько инициатив, одной из которых станут предложения Верховной Раде рассмотреть и внести изменения в существующее законодательство, чтобы урегулировать на законодательном уровне эту правовую коллизию.
Другие статьи раздела