
Государственная фискальная служба Украины продолжает трактовать нормы Налогового кодекса Украины по-своему. На этот раз споры между банками и фискалами касаются вопроса определения размера балансовой стоимости активов, который берется для расчета лимита резерва для целей налогообложения. Такая несогласованность крайне негативно влияет на результаты экономической деятельности и процесс проведения проверок банковских учреждений. Поэтому банки ожидают от Министерства финансов Обобщающую налоговую консультацию
Действия Государственной фискальной службы (ДФС) при проведении налоговых проверок в банках снова стали темой оживленного обсуждения в банковских кругах. Недавно, во время налоговой проверки в одном из банков, фискальная служба безосновательно не учла в базу совокупной балансовой стоимости активов для расчета лимита, активы, по которым не сформирован резерв. После чего ДФС доначислила налог на прибыль и штрафные санкции без обоснованного их расчета.
«Уже не первый раз возникает ситуация, когда вопреки логике и здравому смыслу, фискальное учреждение трактует статьи Налогового кодекса и международные стандарты финансовой отчетности по своему усмотрению. НАБУ неоднократно объясняла необоснованность претензий ДФС, обращалась в Минфин с просьбой повлиять на пересмотр позиции фискальных органов. Хотя нас услышали, однако ситуация остается неопределенной, поскольку официальная позиция Минфина не обнародована. Такая путаница приводит к увеличению налоговых рисков для банков, которые являются одними из крупнейших и добросовестных налогоплательщиков», - считает Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ.
Позиция ДФС заключается в том, что балансовая стоимость финансового актива, по которому сформирован резерв в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), не учитывается для целей определения лимита.
Однако банковское сообщество и эксперты ведущих аудиторских компаний категорически не согласны с данными выводами. И настаивают, что для определения граничного лимита, превышение размера резерва над которым увеличивается финансовый результат до налогообложения, должна использоваться совокупная балансовая стоимость активов, которым присущ риск обесценивания в соответствии с положениями МСФО, независимо от факта формирования резерва по таким активам.
НАБУ обратилась в Минфин, как в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную финансовую политику, с просьбой поставить точку в сложившейся ситуации. В свою очередь, министерство в письме, адресованном ДФС, четко выразило свою позицию, которая совпадает с мнением банковского сообщества.
Как выяснилось, Государственная фискальная служба Украины не считает письмо от Минфина официальным документом, о чем 9 марта сообщила во время совместной встречи с руководителями Общественного Совета при МФУ. Итак, фискалы не собираются учитывать позицию Минфина при проведении проверок деятельности банков и в дальнейшем.
Учитывая, что данный вопрос определения размера балансовой стоимости активов, который берется для расчета лимита резерва для целей налогообложения, урегулирован пунктом 139.3 статьи 139 НК Украины и выполняются банковским сообществом с учетом требований МСФО 39, позиция фискального органа крайне негативно влияет на результаты экономической деятельности и процесс проведения проверок банковских учреждений. То есть проблема уже приобрела опасный характер с налоговыми рисками для всей банковской системы.
Поэтому НАБУ обратилась в Министерство финансов с просьбой обнародовать официальную позицию на сайте министерства.
Кроме этого банковское сообщество ожидает обнародования проекта Обобщающей налоговой консультации по практическому применению п.139.3 ст.139 НК Украины.
Кроме этого банковское сообщество ожидает обнародования проекта Обобщающей налоговой консультации по практическому применению п.139.3 ст.139 НК Украины.
Другие статьи раздела
05.04.2022
31.05.2022