Банки возмущены незаконными налоговыми штрафами

Банки возмущены незаконными налоговыми штрафами
Государственная фискальная служба Украины продолжает трактовать нормы Налогового кодекса Украины по-своему. На этот раз споры между банками и фискалами касаются вопроса определения размера балансовой стоимости активов, который берется для расчета лимита резерва для целей налогообложения. Такая несогласованность крайне негативно влияет на результаты экономической деятельности и процесс проведения проверок банковских учреждений. Поэтому банки ожидают от Министерства финансов Обобщающую налоговую консультацию

Действия Государственной фискальной службы (ДФС) при проведении налоговых проверок в банках снова стали темой оживленного обсуждения в банковских кругах. Недавно, во время налоговой проверки в одном из банков, фискальная служба безосновательно не учла в базу совокупной балансовой стоимости активов для расчета лимита, активы, по которым не сформирован резерв. После чего ДФС доначислила налог на прибыль и штрафные санкции без обоснованного их расчета.

«Уже не первый раз возникает ситуация, когда вопреки логике и здравому смыслу, фискальное учреждение трактует статьи Налогового кодекса и международные стандарты финансовой отчетности по своему усмотрению. НАБУ неоднократно объясняла необоснованность претензий ДФС, обращалась в Минфин с просьбой повлиять на пересмотр позиции фискальных органов. Хотя нас услышали, однако ситуация остается неопределенной, поскольку официальная позиция Минфина не обнародована. Такая путаница приводит к увеличению налоговых рисков для банков, которые являются одними из крупнейших и добросовестных налогоплательщиков», - считает Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ.

Позиция ДФС заключается в том, что балансовая стоимость финансового актива, по которому сформирован резерв в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), не учитывается для целей определения лимита.

Однако банковское сообщество и эксперты ведущих аудиторских компаний категорически не согласны с данными выводами. И настаивают, что для определения граничного лимита, превышение размера резерва над которым увеличивается финансовый результат до налогообложения, должна использоваться совокупная балансовая стоимость активов, которым присущ риск обесценивания в соответствии с положениями МСФО, независимо от факта формирования резерва по таким активам.

НАБУ обратилась в Минфин, как в центральный орган исполнительной власти, который реализует государственную финансовую политику, с просьбой поставить точку в сложившейся ситуации. В свою очередь, министерство в письме, адресованном ДФС, четко выразило свою позицию, которая совпадает с мнением банковского сообщества.

Как выяснилось, Государственная фискальная служба Украины не считает письмо от Минфина официальным документом, о чем 9 марта сообщила во время совместной встречи с руководителями Общественного Совета при МФУ. Итак, фискалы не собираются учитывать позицию Минфина при проведении проверок деятельности банков и в дальнейшем.

Учитывая, что данный вопрос определения размера балансовой стоимости активов, который берется для расчета лимита резерва для целей налогообложения, урегулирован пунктом 139.3 статьи 139 НК Украины и выполняются банковским сообществом с учетом требований МСФО 39, позиция фискального органа крайне негативно влияет на результаты экономической деятельности и процесс проведения проверок банковских учреждений. То есть проблема уже приобрела опасный характер с налоговыми рисками для всей банковской системы.

Поэтому НАБУ обратилась в Министерство финансов с просьбой обнародовать официальную позицию на сайте министерства.
Кроме этого банковское сообщество ожидает обнародования проекта Обобщающей налоговой консультации по практическому применению п.139.3 ст.139 НК Украины.