Банки поддерживают идею создания института финансового омбудсмена

Банки поддерживают идею создания института финансового омбудсмена
Создание независимого арбитра в виде финансового омбудсмена (ФЛ) может стать отличной альтернативой внесудебного решения проблемных финансовых вопросов между потребителем и банком. Сейчас обсуждается законопроект о финансового омбудсмена, который разработан и подготовлен Проектом USAID «Трансформация финансового сектора». Презентация соответствующего законопроекта происходила во время международной конференции «Защита прав потребителей финансовых услуг 2017: путь к развитию доверия»
 
Эксперты проекта USAID «Трансформация финансового сектора» подготовили законопроект «Об учреждении финансового омбудсмена». После его обсуждения с участниками рынка законопроект будет зарегистрирован в ВРУ.
 
«В любом случае, введение института финансового омбудсмена будет способствовать развитию альтернативных способов разрешения споров как для банков, так и для других юридических и физических лиц, полностью соответствует европейским стандартам», - отметил во время обсуждения этой темы Роман Шпек, Глава Совета НАБУ .
 
По словам Татьяны Бурак, эксперта по защите прав потребителей финансовых услуг проекта USAID, которая представила законопроект на международной конференции «Защита прав потребителей финансовых услуг 2017: путь к развитию доверия», финансовый омбудсмен будет рассматривать жалобы потребителей на финансовые учреждения, которые будут касаться нарушения законодательства при оказании услуг, ненадлежащего исполнения или незаконного отказа в предоставлении услуги.
 
Потребитель сможет пожаловаться омбудсмену, только если финансовое учреждение ответила ему отказом в решении проблемы или вообще не отреагировала в течение 30 дней. Зато этот документ предусматривает, что потребители могут обращаться к финансовому омбудсмену как с жалобами на банки и финансовые учреждения, так и за консультацией по различным направлениям финансовой деятельности. Предполагается также, что финансовый омбудсмен будет иметь полномочия для быстрого принятия решений - рассмотрение споров будет происходить в срок не более 90 дней. В то время как рассмотрение дела в суде может затянуться на годы.
 
Однако финансирование такого органа, как финансовый омбудсмен, предлагается возложить на плечи банков и других участников финансового рынка. «Наша задача - создать эффективный институт финансового омбудсмена, способный решать возложенные на него функции, а не испортить саму идею создания этого органа. А получается так, что финансировать институт ФО будет рынок, а выбирать и назначать на должность финансового омбудсмена - Кабинет Министров Украины. В этом нет ни логики, ни здравого смысла, - отметил Роман Шпек. - Зато, необходимо привлечь к финансированию этого органа доноров и частично финансовые организации. Соответственно назначать ФО должны те, кто его финансируют, а не правительство. Такая схема финансирования уже показала свою эффективность на примере Бизнес-омбудсмена в Украине, который оплачивают несколько доноров-проектов».
 
В документе также предусматривается, что в случае несогласия с решением Финомбудсмена, потребитель может обратиться в суд. «А вот юридическое лицо - участник рынка - такого права не имеет. Получается, что офис Финомбудсмена содержится за счет средств участников рынка, но в то же время у них нет абсолютно никаких прав. В частности, компании не могут обратиться к Финомбудсмену с жалобой, не могут обжаловать его решение в суде. И при этом они за все платят», - отметила Виктория Волковская, генеральный директор Ассоциации« Объединение финансовых учреждений».
 
При обсуждении законопроекта была высказано настойчивая предложение - предоставить возможность обжаловать решение финансового омбудсмена в суде как физическим лицам-потребителям, так и финансовым учреждениям.
 
Попытки внедрить институт финансового омбудсмена предпринимались неоднократно еще с 2011 года, однако он так и не заработал. Независимая ассоциация банков Украины тоже прикладывала свое время руку к разработке концепции этого инструмента и даже выходила на рынок с предложением ввести институты финансового омбудсмена в Украине. НАБУ была подготовлена документация, регламентирующая функционирование ФО при Ассоциации в конце 2013 года. Банки поддержали идею создания ФО и даже рассматривали возможность финансирования такой структуры, однако кризис, начавшийся в 2014, помешал этим планам. Для банков, которые боролись за выживание в тех условиях, вопрос создания и финансирования ФО отпал сам собой.
 
Вместе с тем, пик финансового кризиса уже прошел. Банков стало значительно меньше, но банковская система стала более стабильной и прозрачной. Именно теперь финансовый омбудсмен нужен финансовому рынку, как никогда.
Однако, вопросы финансирования и обязательности выполнения решений Финомбудсмена - требуют обсуждения. Сейчас банки решают насущные вопросы по докапитализации, поэтому дополнительная финансовая нагрузка для многих из них сейчас не вовремя. По крайней мере, на начальном этапе создания такой структуры, как финансовый омбудсмен.

Видео-версию конференции можно посмотреть по ссылке