Банки предлагают изменить процедуру предоставления налоговой декларации на недвижимое имущество

Банки предлагают изменить процедуру предоставления налоговой декларации на недвижимое имущество
ГФСУ требует от банков подавать две уточняющие налоговые декларации отдельно для объектов жилой и нежилой недвижимости вместо одной. Ведь пока порядок представления налоговых деклараций останется неизменным, кроме вреда деловой репутации, нагрузка на банки по администрированию налога будет увеличиваться

Ежегодно банки должны подавать в Государственную фискальную службу Украины (ГФСУ) по месту расположения недвижимости, принадлежащей банковскому учреждению, декларацию по налогу на недвижимое имущество. К декабрю 2016 банки имели возможность подавать декларации по налогу на недвижимое имущество (исключение - земельный участок) общие изменения без разбивки по типам объектов недвижимости. Однако фискалы решили изменить порядок представления уточняющих расчетов.

Отныне плательщики подают две отдельные уточняющие декларации - для объектов жилой и нежилой недвижимости. Из-за чего банковские учреждения столкнулись с проблемой при разнесении уточняющих деклараций к интегрированной карточке плательщика информационной системы ДФС, поскольку каждый тип объекта недвижимости имеет разный код.

Осложняет положение банков еще и то, что программное обеспечение фискальной службы не имеет автоматического режима разнесения по типам недвижимости и банковским специалистам приходится делать это в ручном режиме с учетом соответствующего кода. При этом, если уточняющие декларации подаются на увеличение суммы налогового обязательства, то возникает переплата. А при уменьшении суммы - недоимка.

«После таких новаций нагрузки на банки по администрированию налога только увеличились, ведь системные банки такое большое количество отделений и другой недвижимости, должны подавать несколько тысяч уточняющих деклараций в сотни налоговых инспекций, - отметила Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ. - В результате при наличии искусственной недоимки, которая может привести к негативным показателям по уплате этого налога, и отсутствия необходимого программного обеспечения в распоряжении фискальной службы, налогоплательщик не имеет возможности получить справку об отсутствии задолженности. А это вредит репутации банка, поскольку он приобретает статус недобросовестного налогоплательщика, закрывает перед ним возможность участвовать в различных тендерах».

Данные изменения о порядке подачи декларации по налогу на недвижимое имущество фискальная служба выложила в письме «О заполнении уточняющих расчетов» от 12.12.2016, который был обнародован на портале ГФСУ. Однако, специалисты НАБУ, настаивают, что он не может быть основанием для каких-либо изменений в порядке представления налоговых деклараций, поскольку не был зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины. Зато банки должны руководствоваться соответствующими статьями Налогового кодекса Украины и форме налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, утвержденной приказом Министерства финансов № 408 от 10.04.2015 г. и зарегистрированной в Минюсте № 479/26924 от 29.04.2015. Эти документы предусматривают представление уточняющей декларации в случае уточнения налоговых обязательств.

Беспокойство банковского сообщества НАБУ выложила в начале июля в письме к ГФСУ и предложение доработать программное обеспечение для автоматического разнесения уточняющих расчетов к декларации по налогу на недвижимое имущество по разным типам объектов недвижимости.

В ответ ДФС сообщила, что урегулирование вопроса корректировки налоговых обязательств по налогу в зависимости от типов объектов недвижимости в одной уточняющей налоговой декларации возможно только путем введения новой формы налоговой декларации, которая сейчас находится на рассмотрении и согласовании в Министерстве финансов.

До введения новой формы декларации налогоплательщикам рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями, которые выложены и розмещены на официальном портале ДФС в письме от 13.05.2017 №11897/7/99-99-12-02-03-17.