БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО ОБЕСПОКОЕНО ПРИНЯТИЕМ НЕКОНСТИТУЦИОННОГО И НЕДЕЙСТВЕННОГО ЗАКОНА ОБ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ИПОТЕЧНЫХ ВАЛЮТНЫХ КРЕДИТОВ

БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО ОБЕСПОКОЕНО ПРИНЯТИЕМ НЕКОНСТИТУЦИОННОГО И НЕДЕЙСТВЕННОГО ЗАКОНА ОБ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ИПОТЕЧНЫХ ВАЛЮТНЫХ КРЕДИТОВ

19.03.2021 Верховная Рада Украины приняла в первом чтении проект Закона «О внесении изменений в раздел IV «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О потребительском кредитовании» (относительно кредитов, предоставленных в иностранной валюте)» № 4475 от 09.12.2020.

Бизнес-сообщество обеспокоено решением ВРУ учитывая риск принятия неконституционного закона, который будет иметь негативные последствия для экономики из-за уменьшения поступлений в Государственный бюджет, а также заблокирует реализацию определенных Президентом Украины задач по развитию ипотечного кредитования и государственных программ по обеспечению населения и бизнеса доступными банковскими кредитами (в т.ч. «Доступное жилье под 7%», «5-7-9 доступные кредиты для бизнеса»).

Вместо направления средств на финансирование государственных программ банки будут вынуждены вливать свободные средства в капитал, чтобы покрыть негативные последствия принятия закона. Эта инициатива существенно ухудшает правовое положение кредиторов в отношениях с должниками, увеличивает кредитные риски и риски потери кредиторами активов.

Приводим основные доводы о необходимости отклонения законопроекта, учитывая существенные недостатки предлагаемого законодательного регулирования, в частности:

  • безосновательное распространение условий обязательной (принудительной) реструктуризации на все потребительские кредиты в иностранной валюте, по которым денежные обязательства полностью не погашены, в т.ч. и те, которые обслуживаются должным образом;
  • нарушение конституционного принципа обязательности судебных решений и необходимости повторного рассмотрения судами споров - предлагает признания не подлежащим исполнению, исполнительного документа, выданного по решению суда для взыскания долга по кредиту, который подпадает под реструктуризацию, противоречит ст. 129-1 Конституции Украины относительно обязательности исполнения судебного решения. И требовать от банков в случае нарушения клиентом условий реструктуризации, повторно обращаться в суд и проходить длительные судебные процедуры получения по тому же кредитному и ипотечному договорах судебных решений о взыскании;
  • негативные для Государственного бюджета последствия, ведь предлагаемый в проекте перерасчет ранее уплаченных должником сумм по кредиту потребует проведения погашений долгов за счет расходов кредитора. Это приведет к уменьшению финансового результата до налогообложения кредитора и к неуплате в бюджет налога на прибыль кредитора в размере 18% от суммы погашения и от курсовой разницы. В 2020 году 74 действующих банков обеспечили поступления в Госбюджет более чем 7,09 млрд. грн. налога на прибыль банковских организаций, что составляет 7% всех поступлений в бюджет от уплаты налога на прибыль предприятий;
  • продолжение действия моратория на взыскание обеспечения по валютным кредитам, вопреки позиции Президента Украины о том, что продолжение действия моратория является одним из сдерживающих факторов возобновления ипотеки. Мораторий действует более шести лет и позволяет заемщикам игнорировать условия кредитного договора и избегать принудительного исполнения обязательства, что привело к росту доли проблемных активов банков, негативно сказывается на их ликвидности и платежеспособности и в целом на должном функционировании банковской системы Украины. Наличие моратория не стимулирует заемщиков к поиску взаимоприемлемых путей урегулирования задолженности и оказывает негативное влияние на способность банков выполнять свои обязательства перед вкладчиками;
  • неэффективность предлагаемого механизма реструктуризации кредитов, который предусматривает лишь подачи заявления о проведении реструктуризации, но дальнейшие действия сторон непонятны. Вообще не предусмотрено совершение сделок и надлежащего оформления договорной документации, согласование между сторонами условий проведения реструктуризации.


Позиция бизнес-сообщества заключается в неприемлемости и необходимости изменения, предлагаемых в законопроекте подходов к вопросу реструктуризации валютных кредитов. Прежде всего, отказа от популистских решений, которые нивелируют права кредиторов в Украине, полностью перекладывая на них ответственность за невыполнение должником своих обязательств.