«Благотворительные» взносы банков в Фонд гарантирования вкладов - новый взгляд ДФС на действующую норму Кодекса?

«Благотворительные» взносы банков в Фонд гарантирования вкладов - новый взгляд ДФС на действующую норму Кодекса?
Специфическая трактовка налоговиками пп.140.5.9 п.140.5 статьи 140 НКУ вызвала смятение в банковском секторе, провоцируя конфликт. Работники Государственной фискальной службы под новым углом и с другими лекалам подошли к вопросу обязательных взносов банков в ФГВФЛ. «Свежее» видение фискалами старых норм привело к применению штрафных санкций. Это, в свою очередь, заставило банкиров защищаться.

Независимая ассоциация банков Украины инициировала и организовала рабочую встречу банков-членов НАБУ с представителями НБУ и Фонда гарантирования вкладов физических лиц, чтобы принять консолидированное решение. Ассоциация обеспокоена выводами Главного управления ДФС в г. Киеве, которые налоговики сформулировали во время проверок банковской деятельности за период до 01.07.2017. С недавних пор фискальные органы считают, что банки должны исключать из расходов средства, которые были перечислены ФГВФЛ в размере превышения 4% прибыли предыдущего отчетного периода. «Яблоком раздора» стала смена статуса Фонда гарантирования, который с июля 2017 удален из Реестра неприбыльных организаций. Учитывая эту метаморфозу, налоговики формально трактуют вышеупомянутую норму и не учитывают природы платежей. В итоге, ДФС уже начала начислять штрафные санкции и корректировать финансовые результаты за отчетные периоды.
 

Присутствующие на встрече отметили, что целью нормы п.140.5.9 НКУ есть предотвращение размывания базы путем выведения прибыли в пользу неплательщиков налога под видом благотворительной помощи, безвозвратной финансовой помощи или других аналогичных платежей. Участники собрания согласились, что обязательные сборы банков в Фонд, установленные законом, и размер и сроки уплаты которых не зависят от воли банков, никак не могут восприниматься как умышленный способ налоговой оптимизации.
 

Представители НАБУ, НБУ и ФГВФЛ пришли к единому мнению, что применять корректировки финансового результата по п.140.5.9 НКУ возможно только при условии сознательного игнорирования сущности этих операций, их цели и выборочной формальной трактовка п.140.5.9 НКУ. Такая позиция и такие действия, по мнению финансистов, являются несправедливыми и неприемлемыми.
 

Участники встречи приняли решение консолидировать усилия и обратиться в Министерство финансов с официальными письмами, в которых настоятельно просить вынести этот щекотливый вопрос на рассмотрение руководства Минфина, тем самым предотвратить дальнейшее развитие ложных фискальных подходов со стороны ДФС, которые провоцируют масштабное применение штрафных санкций и доначислений по налогу на прибыль, а значит и противостояния.