ГФСУ не допускает банки к выдаче таможенных гарантий

С начала 2016 года ни один банк не внесен в Реестр гарантий, несмотря на многочисленные обращения в Государственную фискальную службу. Хотя гражданский и таможенный кодексы не запрещают банкам выступать гарантами, получить соответствующий статус им не удается. Как получить свободный доступ к рынку финансовых гарантий на условиях конкуренции, банки совместно с НБУ обсуждали во время круглого стола в НАБУ

Согласно Таможенному кодексу Украины, который действует с 2012 года, одним из способов обеспечения уплаты таможенных платежей являются финансовые гарантии. Гарантами же могут выступать банки, страховые компании и юридические лица - независимые финансовые посредники, которые отвечают установленным кодексом критериям.


Выпуск гарантий для обеспечения любого вида обязательств клиентов в пользу их контрагентов, в том числе государственных органов, является одним из основных видов деятельности банков во всем мире. Банковские гарантии в Украине - одни из самых законодательно урегулированных, подробные требования к ним изложены в Положении о порядке осуществления банками операций по гарантиям в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ № 639 от 15.12.2004. Однако, чтобы получить право выдавать таможенные гарантии на условиях свободной конкуренции, банк должен быть внесен в Реестр гарантий.


По состоянию на октябрь 2016 года, в соответствии Реестра гарантий на сайте ГФСУ, статус гаранта и право выдавать таможенные гарантии могут только три компании: государственный Укргазбанк, Полное общество «Велта П.М.С.Г. «Гарант-Сервис» и Коммандитное общество «Бизнес Гарант» (Компания «ВИП БИЗНЕС» и компания).


Соответствие банков критериям доступа к рынку таможенных гарантий контролирует Государственная фискальная служба Украины, хотя это компетенция Национального банка. Действующая в ГФСУ процедура предоставления статуса гаранта непрозрачна. Она не только не соответствует Таможенному кодексу, но и вообще не выполняется. Ведь в соответствии с пунктами 5 и 6 ст. 314 ТКУ, решение о включении в Реестр гарантов должно приниматься в течение 30 дней с момента подачи пакета документов, подтверждающих соответствие гаранта установленным критериям. В случае нарушения указанного срока лицо, подается на получение статуса гаранта, должна быть включена в Реестр даже при отсутствии решения ГФСУ.


Нарушать нормы закона, по убеждению представителей банков, посетивших круглый стол НАБУ, позволяют непрозрачно выписанные в Таможенном кодексе требования. Один из критериев указывает, что гарант должен иметь электронную систему накопления и обмена информацией с органами доходов и сборов. Однако ГФСУ не предоставляет соответствующее программное обеспечение или перечень требований к форматам электронных сообщений и регламента обмена данными. До сих пор остается непонятным куда направлять, откуда получать и как обрабатывать необходимую информацию, что позволило бы банкам соответствовать данному критерию. Более того, по мнению экспертов НАБУ и банковских работников, необходимо утвердить публичный порядок обмена информацией. Поэтому ГФСУ имеет возможность искусственно влиять на систему таможенных гарантий и манипулировать процедурой предоставления статуса гаранта.


Учитывая сложившуюся ситуацию, и многочисленные обращения банков, НАБУ обратилась за помощью в Министерство финансов, которое направило официальное письмо ГФСУ. В ответ НАБУ получила формальную отписку от фискальной службы, которая не объясняет причин такого ограниченного перечня уполномоченных предоставлять гарантии организации.


По убеждению представителей банков, к процедуре аккредитации банков-гарантов в органах государственной власти, должен присоединиться Национальный банк. Ведь именно НБУ в своем арсенале имеет для этого достаточно надзорных и регуляторных инструментов. Поэтому участники круглого стола, инициированного НАБУ, решили направить официальное обращение к председателю Антимонопольного комитета, чтобы проверить наличие антиконкурентных действий со стороны ГФСУ. А также обратиться в НБУ, с просьбой поддержать предложения банков по изменению процедуры аккредитации банков в Реестр гарантов, и официально обратиться в Министерство финансов с просьбой разобраться в данной ситуации и принять соответствующие решения.