Макроэкономической анализ по состоянию на 24 января 2017 года

В четверг (26.01.2017) НБУ проведет заседание по вопросам монетарной политики: мы ожидаем сохранение ставок без изменений. Ключевая ставка и ставка по 2-недельным депозитным сертификатам сохранится на уровне 14%, ставка по депозитным сертификатам овернайт – 12%, а ставка по кредитам рефинансирования – 16%. Скорее всего НБУ воздержится от снижения ставок ввиду роста волатильности валютного курса гривны с начала года. В дальнейшем (второе заседание в текущем году состоится 02.03.2017) у НБУ будет больше аргументов для возобновления смягчения монетарной политики: 1. По нашим оценкам, увеличилась вероятность получения транша МВФ в феврале после выкупа государством Приватбанка; 2. Благоприятная ситуация на международных товарных рынках: глобальный индекс цен на промышленные металлы от S&P (S&P GSCI Industrial Metals Index) c начала года вырос на 6%, а по сравнению с январем 2016 года индекс вырос на 31% и находится возле максимальных отметок за последние 1,5 года. В частности, цены на железную руду с начала года выросли на 2% до 80 $/т (уровень возле 2-летнего максимума), а по сравнению с аналогичным периодом 2016 года цены выросли на 91%. Цены на сталь хоть и снизились на 1% с начала года до 490 $/т, по сравнению с аналогичным периодом 2016 года рост составило 90%. Глобальный индекс цен на агропромышленные товары (S&P GSCI Agriculture Index) с начала года вырос на 5%, а по сравнению с аналогичным периодом 2016 года индекс сохранился без изменений. Сдерживать смягчение монетарной политики может отсутствие стабильности на валютном рынке ввиду продолжения выплат вкладчикам ФГВФЛ (в т.ч. Платинум банк 4,8 млрд. грн.) и глобального роста индекса доллара США вследствие имплементации политики Трампа в США, или другие возможные риски для ценовой стабильности.

Мы переоценили вероятность получения следующего транша от МВФ в связи с перенесением некоторых структурных маяков программы EFF с 4 кв. 2016 на 2017 год. До 30.01.2017 включительно в повестке Совета Директоров МВФ отсутствует рассмотрение вопроса по Украине, но мы ожидаем включение вопроса по предоставлению следующего транша ($1,0 млрд. вместо запланированных $1,3 млрд.) в повестку в феврале. Согласно предварительной неофициальной версии нового меморандума с МВФ структурный маяк по предоставлению прослушки для антикоррупционного бюро перенесли на конец июля 2017 года. Кроме того, представитель МВФ заявил, что до рассмотрения вопроса Советом МВФ осталось выполнить еще два условия (касательно реформы энергетического сектора и согласование нового меморандума).

В декабре объем наличной гривны в экономике увеличился на 30,5 млрд. грн. до исторического максимума - 341 млрд. грн. Объем наличных средств в обороте вне банков увеличился за месяц на 25,7 млрд. грн. (+8,9% м/м) до 315 млрд. грн, а объем наличных средств в кассах банков повысился на 4,7 млрд. грн. до 25,9 млрд. грн. (максимум с 2013 г.). Существенный приток наличных средств был обусловлен выкупом государством ПриватБанка (и предоставлением банку 25,8 млрд. грн.), что привело к массовому снятию населением депозитов и средств со счетов банка. На повышение объема наличной гривны в обороте также оказало влияние сезонное увеличение спроса на гривну в связи с финансированием населением расходов, связанных с новогодними праздниками (в декабре-2015 объем наличных средств в обороте вырос на 14,2 млрд. грн.).

Объем депозитов физических лиц в гривне в 2016 году показал рост впервые с 2013 года. По итогам 2016 года объем депозитов физических лиц в гривне вырос на 5,2% (+9,8 млрд. грн.) до 198 млрд. грн. (максимальный уровень за последние 2 года), в то время как объем валютных вкладов снизился на 2,4% до $8,5 млрд. (снижение в 2,7 раза с начала 2014 года). Объем гривневых депозитов юридических лиц в 2016 году вырос на 12% (+24 млрд. грн.) до 228 млрд. грн. (новый рекордный максимум) после роста на 20% или на 33 млрд. грн. в 2015 году. Объем средств юридических лиц в иностранной валюте в 2016 году вырос на 3,3% до $4,7 млрд. после снижения на 20% в 2015 году.

В ноябре 2016 года государственный и гарантированный государством долг снизился на 0,8% или на 13,8 млрд. грн. до 1,73 трлн. грн. (75,8% от ВВП) в основном за счет погашения 2-летних гривневых ОВГЗ в портфеле НБУ на сумму около 7 млрд. грн. и переоценки долга МВФ на -$0,2 млрд. за счет укрепления доллара США к СПЗ. Эффект переоценки внешнего долга после ослабления гривны к доллару США составил +4,7 млрд. грн. С учетом варрантов VRI объем государственного и гарантированного государством долга составил в ноябре 1,75 трлн. грн. или 76,8% от ВВП.

По нашим оценкам в декабре 2016 года объем государственного и гарантированного государством долга вырос на 15% до 2,0 трлн. грн. или 87,3% ВВП – рекордный максимум как минимум с 2000 года. В декабре нетто-повышение долга по ОВГЗ составило около 130 млрд. грн., в т.ч.: выпуск ОВГЗ для докапитализации ПриватБанка (+107 млрд. грн.); ОВГЗ для докапитализации ФГВФЛ (+7,9 млрд. грн.); размещение валютных ОВГЗ (+14 млрд. грн.), а переоценка валютных ОВГЗ в связи с ослаблением гривны составила +8 млрд. грн. Кроме того, эффект от переоценки внешнего долга в связи с ослаблением гривны составил в декабре около 73 млрд. грн. Бюджет-2017 предусматривает сохранение коэффициента госдолг/ВВП на уровне 87,2% (без изменений по сравнению с 2016 годом) и предполагает рост долга в эквиваленте национальной валюты на 15% до 2,3 трлн. грн.