Макроэкономический анализ по состоянию на 6 марта 2017 года

Национальный банк Украины на заседании 02.03.2017 сохранил ставки без изменений, что совпало с нашими ожиданиями. Ставку по депозитным сертификатам (ДС) овернайт НБУ сохранил на уровне 12%, ставку по ДС сроком на 2 недели – на уровне 14% (ключевая ставка), ставку рефинансирования - 16%. Ввиду роста инфляционного давления после повышения минимальной заработной платы НБУ вынужден проводить более жесткую монетарную политику, которая также усилена рисками от блокады транспортных путей для торговли с ОРДЛО. По оценкам НБУ в случае сохранения блокады до конца года объем внешнеторгового сальдо ухудшится на $2,0 млрд., т.е. дефицит внешней торговли товарами увеличится на 30% (план без учета блокады на 2017 год составляет $6,8 млрд.).

Мы ожидаем, что в случае отсутствия шоков на внутренних и внешних финансовых рынках НБУ снизит ставки на 50 б.п. на следующем заседании 13.04.2017 после ожидаемого получения $1,0 млрд. от МВФ и €0,6 млрд. от ЕС. В случае получения планового финансирования в марте объем официальных резервов НБУ, по нашим оценкам, увеличится с $15,5 млрд. по состоянию на 01.03.2017 до $16,3 млрд. по состоянию на 01.04.2017 (выше $16 млрд. впервые за последние 30 месяцев).

Минфин последние три недели проводит результативные аукционы по размещению гривневых ОВГЗ со снижением доходностей размещения. В частности, на аукционе 28.02.2017 Минфин привлек в бюджет 2,9 млрд. грн. (максимальный объем привлеченных гривневых средств за 1 аукцион за последние 5 месяцев). Через размещение 2-летних ОВГЗ по средневзвешенной доходности 15,09% (-31 б.п. по сравнению с предыдущим размещением, -41 б.п. с начала года) Минфин привлек в бюджет 2,5 млрд. грн. Через размещение 10-месячных ОВГЗ по доходности 14,99% (-21 б.п. по сравнению с предыдущим размещением, -31 б.п. с начала года) Минин привлек в бюджет 0,4 млрд. грн. Банки увеличивают инвестиции в ОВГЗ на фоне сохранения избыточной гривневой ликвидности банковской системы (43 млрд. грн. корсчета, 60 млрд. грн. ДС по состоянию на 03.03.2017). Снижение ставок банками является как запоздалой реакцией на снижение ставок Нацбанком в 2016 году, так и отражает ожидания банков по снижению ставок в 2 кв. 2017 года.

НБУ в пятницу (03.03.2017) купил в свой портфель 2,5 млрд. грн. ОВГЗ у ФГВФЛ для выплаты средств вкладчикам Платинум банка, которые начались 01.03.2017. Напомним, Минфин докапитализировал Фонд 29.12.2016 в объеме 7,9 млрд. грн., общий объем выплат по Платинум банку составляет 4,8 млрд. грн. Последний раз НБУ покупал ОВГЗ у ФГВФЛ 30.12.2015 в объеме 10,1 млрд. грн. Покупка ОВГЗ Нацбанком является необеспеченной валютой эмиссией гривны, которая приводит к росту инфляционного и девальвационного давления в экономике.

В январе 2017 года дефицит сводного платежного баланса составил $202 млн. – максимальный дефицит с марта 2016 года. Дефицит счета текущих операций и капитальных трансфертов составил $25 млн. (лучший показатель с июня 2016 года): отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере $236 млн. компенсировано притоком по переводам населения из-за границы в объеме $212 млн. Объем экспорта продукции черных металлов в январе составил $728 млн. (+3,5% по сравнению с декабрем, +70,1% по сравнению с январем 2016 года). Дефицит счета финансовых операций составил $177 млн. за счет снижения внешней заложенности банковским сектором (-$144 млн.), государственным сектором (-$44 млн.) и реальным сектором (-$43 млн.) на фоне рекордно низкого за последние 14 месяцев притока ПИИ (+$17 млн.).

В январе 2017 года сводный бюджет Украины сформировал рекордный месячный профицит (25 млрд. грн.) на фоне роста доходов бюджета на 90% г/г до 72,6 млрд. грн. и роста расходов на 63,5% г/г до 47,5 млрд. грн. План государственного бюджета по доходам общего фонда в январе выполнен на 141% от росписи на соответствующий месяц, а по расходам – на 88% (роспись не включает выплату пенсий за январь, которую Минфин осуществил в декабре 2016 года). Среди налоговых поступлений следует отметить чистый сбор НДС из произведенных в Украине товаров в размере 21,7 млрд. грн. (318% от росписи), план перевыполнен в т.ч. за счет невозмещения НДС (объем возмещения составил всего 28 млн. грн., остальные 6,8 млрд. грн. ГФС возместила в феврале). Объем полученного НДС из ввезенных на территорию Украины товаров составил 15,3 млрд. грн. (114% от росписи), объем полученных акцизов - 6,1 млрд. грн. (111% от росписи), объем рентной платы - 5,5 млрд. грн. (75% от росписи), объем налога и сбора на доходы физических лиц - 4,6 млрд. грн. (113% от росписи). При этом, практическая каждая статья расходов (кроме расходов на обслуживание долга в размере 5,7 млрд. грн. и трансфертов в местные бюджеты в размере 24,3 млрд. грн.) в январе существенно недофинансирована. В частности, расходы на оборону профинансированы на 72% от росписи (2,9 млрд. грн.), на гражданский порядок, безопасность и судебную власть – на 71% (3,7 млрд. грн.), на экономическую деятельность – на 85%, образование – на 73% (1,5 млрд. грн.). Динамика доходов/расходов позволила Правительству увеличить остаток собственных средств на ЕКС в январе на 21 млрд. грн. до 34,9 млрд. грн. В феврале, по нашим оценкам, Минфин продолжил проведение сдержанной фискальной политики, так как объем средств Правительства на ЕКС сократился всего на 2,2% или на 754 млн. грн. до 34,1 млрд. грн.