Максим Патрин: В Украине 89% расчетов и денежных переводов осуществляются наличными

Максим Патрин: В Украине 89% расчетов и денежных переводов осуществляются наличными
На конференции НАБУ «Возобновление кредитования в Украине: предпосылки и новые тренды» Максим Патрин, вице-президент, руководитель направления электронного бизнеса «Альфа-Банк Украина» рассказал о развитии рынка банковских электронных каналов в Украине
 
По данным компании MCKinsey & Company на 2015 год в Украине 89% расчетов и денежных переводов осуществляются наличными. «Как показали рыночные исследования, проведенные в конце прошлого года нашими экспертами подразделения Alfa Digital - 30% наших клиентов хотя бы раз в 90 дней заходят в мобильный интернет или мобильный банкинг, и 10% - в мобильный банк. Это невысокие показатели, но они могли быть примерно в три раза меньше. Будет объективно, если скажу - такие результаты были достигнуты благодаря нашим коллегам из «ПриватБанка», которыми за последние 10 лет многое заложено в этот рынок для того, чтобы его изменить», - отметил Максим Патрин, вице-президент, руководитель направления электронного бизнеса «Альфа-Банк Украина».

По словам Максима Патрина, Польша нас опережает более чем в два раза - 65%, а в Великобритании этот показатель составляет около 70%. Что касается ближайших соседей Украины – Беларуси, то там почти 40%.
 
Подтолкнуть развитие рынка банковских электронных каналов в Украине смогут несколько шагов. «Во-первых, качественный высокоскоростной мобильный Интернет даст безумный скачок мобильному банкингу, рынку мобильных телефонов и приложений, - уверен Максим Патрин. - К сожалению, сейчас у нас работает 3G и это действительно хороший интернет, но до того момента, пока не попробуешь 4G».
 
Во-вторых, рынок банковских электронных каналов требует внедрения единого справочника всех получателей платежей. «Банкам необходим глобальный справочник всех получателей платежей на государственном уровне. Его создание, бесспорно, значительно облегчит жизнь банкам, а клиенты получат возможность получать качественный сервис по их оплате. Кстати, в Беларуси на государственном уровне создали справочник, который называется Единый реестр информации о платежах, в который загнали вообще все - не только государственные платежи, а и всех частных компаний. То есть, если ты принимаешь платежи от населения, то ты должен быть в этом справочнике. Это мегаудобные вещи и мы видим, что рынок электронных каналов Беларуси получил бешеный толчок именно благодаря этому справочнике», - уверяет Максим Патрин.
 
Третьим шагом, который принесет дополнительные преимущества как банкам, так и их клиентам, эксперт считает разрешение на продажу валюты в электронных каналах. «Сейчас это огромная проблема. И здесь возникает вопрос к регулятору: почему можно купить валюту за наличные и сейчас стоит ограничение до 150 тыс. грн., но нельзя купить валюту в интернете и мобильном банкинге? Во-первых, покупка валюты - это востребованная клиентами операция, во-вторых, банки от нее получают маржу. То есть, если банки будут мотивированы на то, чтобы развивать электронные каналы, тогда наличных расчетов в Украине станет меньше», - считает Максим Патрин.
 
Для популяризации и развития банковских электронных каналов в «Альфа-Банке Украина» создано необычное для банковского учреждения подразделение, которое называется Alfa Digital. Данный отдел занимается электронной коммерцией и созданием электронных инновационных продуктов.
 
«То есть в одном месте собрали команду полного цикла - от юристов до разработчиков продуктов. Это, по сути, наш банковский опыт, поскольку считаем, что Digital можно развивать только так. Надеемся, что клиенты смогут каждый месяц получать какую-то ценность в мобильном интернете и банкинге: новые удобные переводы или новую операцию, связанную с депозитами, или какой-то другой электронный сервис, - поделился с участниками новацией Максим Патрин. - У нас также появились Digital-менеджеры, которые помогают клиенту в несколько кликов в мобильном интернете или в Интернет-Банке сделать все необходимые банковские операции. То есть движемся от Mobile First к Mobile Only. И постепенно со временем выведем в мобильный банк весь перечень операций, которые клиент раньше делал только в отделении. И мы к этому идем».