НАБУ ОБСУДИЛИ С АЧИУ ВОПРОС ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ

НАБУ ОБСУДИЛИ С АЧИУ ВОПРОС ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ

Независимая ассоциация банков Украины (НАБУ) и Ассоциация частных исполнителей Украины 23.02.2021 провели совместный круглый стол по обсуждению проблемных вопросов взаимодействия частных исполнителей и банков, путей их решения.

Банки в целом положительно оценивают сотрудничество с частными исполнителями благодаря оперативному осуществлению всех исполнительных действий и повышению коэффициента взыскания по исполнительным документам. Продажа залогового имущества с участием частных исполнителей происходит значительно быстрее - от открытия исполнительного производства до передачи имущества на торги проходит 2-4 месяца.

В то же время, есть потребность, в развитии института частных исполнителей учитывая их недостаточное количество в некоторых областях, ограничивает конкуренцию и неблагоприятно сказывается на эффективности исполнительного производства. В частности, существует тенденция к варьированию заинтересованности исполнителей в скорейшем выполнении решений в зависимости от суммы, подлежащей взысканию.

Также представителями банков отмеченные определенные проблемные вопросы взаимодействия с частными исполнителями, среди которых:

  • отсутствие в автоматизированной системе исполнительного производства (АСВП) всей необходимой информации и сканированных копий документов, связанных с исполнительным производством (сведения о всех, полученные на запрос исполнителя, заявления сторон исполнительного производства, ответы на них и т.д.). Несвоевременное добавления исполнителем материалов в АСВП ограничивает возможность банков получать в системе всю необходимую информацию и своевременно принимать меры реагирования. Единственный путь решения - обязательное и своевременное внесение исполнителями в систему сведений о проведении исполнительных действий одновременно с изготовлением документа, на основании которого совершается исполнительное действие, как того требует Положение о АСВП, утвержденное приказом Минюста от 05.08.2016 № 2432/5;
  • направление исполнителями банкам постановлений об обращении взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные доходы должника по тем клиентам банка - физическим лицам, не состоящим в трудовых отношениях с банками и по которым банк предоставляет в органы ДФС налоговую отчетность о полученном доходе и удержанных налогах с такого дохода. Как правило, это касается клиентов банка, получивших бонусы, компенсации по счетам, призы, процентный доход по остаткам на счетах, проценты по депозитам и др. Замечено, что вышеуказанный способ взыскания может быть применен исполнителем, если должник получает заработную плату от банка, то есть, находится с ним в трудовых отношениях. В других случаях получения должником от банка дохода, согласно Налоговому кодексу Украины подлежит налогообложению, банк, выполняя обязанность налогового агента, удерживает налоги и подает налоговую отчетность. И такой доход зачисляется на счет должника и подлежит взысканию путем направления платежного требования;
  • необходимость надлежащего обоснования представления частного исполнителя о временном ограничении должника в праве выезда за пределы Украины и подготовки доказательных материалов. Вопрос имеет важное значение, поскольку такая мера часто является единственным и наиболее действенным способом воздействия на должника. Так, если должник проживает в пограничной зоне и часто выезжает за границу, ограничения его в этом праве могло бы быть действенным способом воздействия на должника и стимулирования его к исполнению решения суда. Как правило, суды отказывают в удовлетворении представлений исполнителей из-за недоказанности исполнителем обстоятельств уклонения должника от выполнения обязательств, возложенных на него решением суда.


Также обсуждена проблематика исполнительных действий при обращении взыскания на жилье, в котором зарегистрированы несовершеннолетние, и имеющуюся судебную практику по этому вопросу, предложения по совершенствованию законодательства в этой части.

По итогам круглого стола договорились о продолжении сотрудничества для урегулирования существующих у сторон вопросов, а также несогласованности в законодательстве с целью повышения эффективности принудительного исполнения решений.