НАБУ ПРЕДЛАГАЕТ ДОРАБОТАТЬ ПЗУ № 4367 ПО КОРПОРАТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

НАБУ ПРЕДЛАГАЕТ ДОРАБОТАТЬ ПЗУ № 4367 ПО КОРПОРАТИВНОМУ УПРАВЛЕНИЮ

НАБУ обратилась в Верховную Раду Украины и Национальный банк Украины с предложениями о доработке проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования вопросов организации корпоративного управления в банках и других вопросов функционирования банковской системы», рег. № 4367 от 12.11.2020 г.

Соответствующие предложения были наработаны рабочей группой НАБУ при участии специалистов банков и членов профильных комитетов НАБУ.

В частности, банковское сообщество предлагает пересмотреть ряд норм законопроекта, касающихся вопросов банковского надзора; требований к достаточности капитала и ликвидности; требований к учредителям, акций и паев банка, существенного участия и структуры собственности; полномочий органов управления и контроля; инспекционных проверок и мер воздействия; раскрытие банковской тайны и др.

Существенные возражения банков вызывает предложение по внедрению нового вида меры воздействия - требования Национального банка к владельцу существенного участия в банке об отчуждении акций банка.

Комитет НАБУ по вопросам правового обеспечения деятельности банков и защиты прав кредиторов настаивает на исключении данного требования из законопроекта. Ведь в соответствии с Постановлением НБУ от 17.08.2012 № 346 решение НБУ о применении меры воздействия является обязательным для выполнения, поэтому требование НБУ об отчуждении акций банка является способом принудительного отчуждения акций. В то же время, введение принудительного отчуждения владельцем существенного участия акций банка по требованию НБУ, без видимых мотивов общественной необходимости и предварительного и полного возмещения стоимости, нарушает ст. 41 Конституции Украины.

С практической точки зрения, требование НБУ по принудительному отчуждении объекта частной собственности, не имеет практического смысла, поскольку не может быть выполнена по решению только НБУ и владельца существенного участия. Поиск надлежащего нового владельца может длиться годами. Соответственно, такое требование приведет к моральному давлению, как на владельца существенного участия, так и на руководителей банка в связи с неопределенностью реализации такой меры воздействия и дальнейших последствий, что, в свою очередь, приведет к дисбалансу работы банка.