Кредиты для бизнеса как улучшить рынок кредитования в Украине

Кредиты для бизнеса как улучшить рынок кредитования в Украине
Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ

Как выглядит рынок кредитования бизнеса в Украине и что не так с государственными программами.

По результатам совместного исследования НАБУ и USAID на тему кредитования, 33% предпринимателей обращаются по займу к друзьям или родственникам.

Стоит отметить, что такая же доля бизнесменов связывается с банком, с которым уже сотрудничает. Спрашивают у коллег или знакомых, в какой банк отправиться за кредитом, всего 10%, а вот узнают об условиях по кредитам в популярных банках - 13% опрошенных.

Как видим, большая часть украинских - домашних хозяйств и предпринимателей - в контексте кредитования обращается не только к банкам по ряду причин.

Что это за причины, как такая ситуация влияет на общее состояние экономики (и не только экономики) и что с этим делать - рассказываю дальше.

 

Что у нас сейчас?


Согласно данным НБУ, на 01.12.2020 г. общий объем портфеля выданных банками кредитов составил 964 993 млн грн.

В структуре валового кредитного портфеля преобладают кредиты нефинансовому корпоративному сектору - 77,6%, доля кредитов потребительскому сектору (физическим лицам) составляет 21,1%, кредиты другим секторам - чуть более 1%.

В то же время динамика размера кредитного портфеля почти нейтральна в течение последних пяти лет, с тенденцией сокращения доли корпоративных кредитов и рост доли кредитов рядовым украинцам.

Вместе с тем темпы выдачи новых кредитов, в частности в корпоративном секторе, к началу 2020 года заметно выросли, и даже с учетом "карантинного" провала в апреле-июне этого года на сегодня выше, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

Кроме того, данные НБУ по неработающим кредитам свидетельствуют о сокращении их объемов в портфелях банков.

В то же время кредитный портфель работающих кредитов (все кредиты, за исключением неработающих) за последние два года увеличился, также незначительно вырос объем корпоративных работающих кредитов.

Таким образом, сокращение валового кредитного портфеля банков происходит преимущественно за счет погашения или списания неработающих кредитов.

При этом динамика выдачи новых кредитов, включая сектор корпоративных, является положительной, но слишком слабой и незаметной на фоне стагнации кредитного портфеля в целом.

 

Как на ситуацию повлиял и может повлиять в дальнейшем COVID-19?


Сегодня все более очевидно, что влияние коронакризиса не было таким катастрофическим, как прогнозировали этой весной.

Несмотря на снижение реального ВВП среди практически всех торговых партнеров Украины, экспорт в сентябре восстановился до прошлогоднего уровня.

В течение лета в Украине появлялось больше статистических подтверждений быстрого восстановления доходов населения и потребительского спроса: от роста розничного товарооборота к восстановлению импорта и усиление показателей в сфере услуг. Но вместе с тем это вовсе не повод "расслабляться".

Сейчас мы ожидаем вторую волну карантинной истории, которая может непосредственно повлиять на банковскую систему. В частности, она может привести к ухудшению финансового состояния заемщиков, что негативно скажется на их способности обслуживать кредитные обязательства.

Также пессимистические прогнозы по восстановлению экономики и обеспокоенность многочисленных рисков могут ограничивать инвестиционную активность экономических субъектов.

Параллельно учитываем, что большой бюджетный дефицит оттягивает финансовые ресурсы из частного сектора экономики и является потенциалом разбалансировки финрынков.

И напоследок - на состояние финансовых рынков негативно влияет неопределенность, в частности относительно дальнейшего хода коронакризиса в мире.

Поэтому очень похвально, что государство стремится помочь и содействовать экономике, но в то же время есть одна проблема. Делает это наша власть не так качественно, как можно было бы сделать.


Эффективность и недостатки программы "Доступные кредиты 5-7-9%"

Характерная черта этой программы - компенсация расходов для бизнеса одновременно со смягчением риска для банков.

То есть, эта программа объединяет механизмы удешевления кредитов для предпринимателей и частных портфельных гарантий Фонда развития предпринимательства по таким кредитам.

Сначала "5-7-9%" была предусмотрена исключительно для инвестиционных кредитов, в том числе для развития совершенно новых стартапов. Но пандемия коронавируса и введения карантинных мероприятий сразу после старта программы заставили Кабинет Министров Украины уже в апреле дважды вносить существенные изменения в ее условия.

На сегодня в рамках решения "Доступные кредиты 5-7-9%" есть возможность взять антикризисный кредит на пополнение оборотных средств или рефинансировать ранее полученный бизнесом кредит. Но есть моменты, которые необходимо улучшить, чтобы сделать эту программу более эффективной.

 

Первый шаг: дифференциация процентных ставок

Программа "Доступные кредиты 5-7-9%" не предусматривает дифференциации процентных ставок по срокам, хотя в Украине наблюдается значительная разница между краткосрочными и долгосрочными процентными ставками. Это, в частности, сдерживает кредитование в долгосрочном сегменте, где эти ставки выше.

Зато программа предусматривает несколько дифференцированных уровней итоговой процентной ставки для заемщика, в зависимости от цели кредита и размера годового дохода.

В то же время наименьшая итоговая ставка - 0% годовых для кредитов на рефинансирование имеющихся заимствований, - вообще не стимулирует нового кредитования.

Но вместе с тем заставляет банки присоединиться к участию в программе во избежание потери клиентов через рефинансирование их займов другими банками-участниками программы.

Более эффективным решением для развития конкурентного рынка является фиксация НЕ итогового размера процентной ставки, а размера компенсации, которую получает заемщик.

Это позволит банкам конкурировать между собой по размеру процентной ставки и стимулировать к поиску путей их снижения. Например, за счет повышения собственной операционной эффективности.

 

Упрощение условий кредита - еще один вспомогательный критерий

Кроме этого, программа "Доступные кредиты 5-7-9%" очень комплексная по своей структуре и условиям, что негативно влияет на операционные расходы банков, связанные с администрированием кредитов в рамках этой инициативы.

То есть, фактически, такой подход "удорожает" кредит. Например, цель кредитования, которая связанна с пандемией COVID-19 - вообще нечеткий критерий.

В то же время упрощение условий программы поможет уменьшить затраты времени на администрирование отдельных кредитов и портфеля в целом, что положительно повлияет на процентные ставки и будет способствовать росту спроса на кредитование.

 

Гарантийные инструменты для банков

Использование гарантийных инструментов является адекватным средством сокращения рисков, которые берут на себя банки. Этот метод стимулирует расширение предложения кредитов и конкуренцию.

Гарантийные инструменты также делают кредиты доступными для заемщиков, которые по иным причинам не считались бы кредитоспособными. А значит, способствуют увеличению платежеспособного спроса на кредиты.

Использование гарантий, покрывающих часть кредитного риска, приводит высвобождение капитала банков из-за уменьшения потребности в формировании резервов и, благодаря этому, расширяет способность кредитовать.

Итак, программа "Доступные кредиты 5-7-9%" предусматривает применение частных портфельных гарантий, однако эффективность этого механизма ограничена из-за незначительного размера гарантии.

 

Как улучшить рынок кредитования?

На украинском рынке практически отсутствуют ипотечные займы по меркам развитого мира, однако имеют большой потенциал.

Проблема с ипотечным финансированием усугубляется политической чувствительностью этих продуктов, что может привести к государственному вмешательству в будущий кризис. А это, в основном, пагубно для банков.

Чтобы помочь повторному зарождению ипотечного рынка, центральному банку важно обеспечить недорогое долгосрочное финансирование на регулируемых условиях.

В таком случае портфели ипотечных займов могут служить залогом. Это позволит согласовать интересы коммерческих банков и власти в долгосрочной перспективе.

Еще власти следует уменьшить давление на капитал банков, который усиливается из-за роста резервов под выдаваемые кредиты. Это возможно из-за пересмотра подхода к расчету финансового класса заемщика. Также среди важного и крайне необходимого:

  • налоговая либерализация;
  • отсутствие препятствий для внесудебного урегулирования долгов, решить проблемы принудительного взыскания;
  • согласование законодательных норм об отмене регистрационных действий, потребительского кредитования и финансового лизинга;
  • минимизация рисков утраты обеспечения ипотекодержателем;
  • развитие первичного рынка недвижимости (программы и гарантии);
  • расширение доступа банков в государственные реестры.

 

К тому же, банкам на самом деле поможет временное смягчение требований к оценке кредитного риска.

Это позволило бы быстрее расширять масштаб кредитования по мере постепенного выхода из карантина и восстановления деловой активности.

И конечно, как уже неоднократно отмечалось, для развития долгосрочного кредитного рынка важно создание источников «длинных» ресурсов. Как пример - введение второго уровня пенсионного обеспечения.

Считаю важно акцентировать, что развиваться и меняться надо всем участникам кредитного рынка: государству, банкам, рядовым украинцам.

И если государственные изменения мы уже обсудили, то бизнесу также необходимо вести свою деятельность прозрачно и подавать достоверную отчетность, чтобы банк мог реально оценить кредитоспособность заемщика.

Кроме этого, следует уделять внимание корпоративной и социальной ответственности, вести свою деятельность в соответствии с законодательными требованиями и тщательно планировать взаимодействие с заинтересованными сторонами.

Банкам, в свою очередь, стоит пересмотреть свои бизнес-стратегии для переформатирования потенциальных инвестиций, а также вести просветительскую работу с потенциальными заемщиками.

 

Экономическая правда