Законопроект №5600: как документ коснется банковского сообщества?

Законопроект №5600: как документ коснется банковского сообщества?
Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ

Как «антиолигархический» законопроект может осложнить отношения бизнеса и банков.

Законопроект №5600 по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений вызвал большой резонанс в обществе.

Документ презентовали как способствующий борьбе с олигархами и наполнению бюджета.

Глубоко проанализировав его, понимаем, что на самом деле он содержит нормы не только о деолигархизации, но и те, которые могут неоднозначно повлиять на банковскую систему, а значит, и на состояние экономики в целом.

Поэтому НАБУ настаивает на доработке документа и готова активно участвовать в процессе. Напоминаем, что Рада приняла этот законопроект в первом чтении, и до 15 июля включительно депутаты подавали правки.

Убытки прошлых периодов и почему этот нюанс неблагоприятный для банковской системы

В документе крупным налогоплательщикам предлагалось в финансовом результате до налогообложения учитывать убытки прошлых лет только в размере 50% суммы отрицательного значения объекта налогообложения, рассчитанной за истекший период.

В рамках деятельности рабочей группы ВРУ мы нашли компромисс по этому вопросу (предварительно пока правка не обнародована). Минфин предложил учитывать 100% убытков прошлых периодов, но есть момент – на будущие убытки компромисс не распространяется.

«Антиолигархичный» законопроект: развенчиваем мифы

Нераспределенные убытки прошлых лет у банков учитываются в бухгалтерском учете на счетах капитала и уменьшают регулятивный капитал банков, влияющий на показатели экономических нормативов.

Деятельность банковских учреждений жестко контролирует Национальный банк Украины. В соответствии с анализом показателей экономических нормативов банков, размером капитала и регулятивного капитала, у НБУ есть право принять решение о прекращении осуществления банком операций в случае невыполнения нормативов и ведения убыточной деятельности.

Также НБУ может требовать принять меры по дополнительной капитализации, приостановить действие некоторых пунктов лицензии, запретить открытие новых отделений, повысить требования относительно размера отчислений в резервный фонд, запретить выплату дивидендов по простым именным акциям, ограничить/приостановить выплаты по некоторым договорам с лицами с существенным участием или опосредованным существенным участием в банке или вообще принять решение об отзыве лицензии.

Таким образом, путем воздействия на регулятивный капитал и, соответственно, на банковские нормативы убытки прошлых лет непосредственно влияют на бизнес банковских учреждений, то есть на финансовый результат до налогообложения текущих налоговых периодов.

Соответственно, предлагаемый законопроектом подход в перспективе может значительно ухудшить состояние отечественной банковской системы.

Ограничение выезда руководителя за границу при наличии налогового долга

В течение 2021 года банки-члены нашей Ассоциации столкнулись с конкретными случаями, когда Государственная налоговая служба выставила им требование в связи с возникновением «налогового долга» в виде фиктивной недоимки, появление которой грозило банкам репутационными рисками.

Урегулирование вопроса снятия фиктивной недоимки держало в психологическом напряжении профильных специалистов банков и заняло много времени.

Эта ситуация связана с изменениями в административно-территориальном устройстве населенных пунктов Украины, согласно которым начали функционировать новые счета для поступлений в государственный и местные бюджеты в разрезе образованных территориальных громад.

При этом искусственный налоговый долг возникал из-за отсутствия рабочего программного обеспечения, которое своевременно в автоматическом режиме отражало бы платежи в интегрированных карточках, открытых в разрезе различных налоговых инспекций, администрирующих поступления одной территориальной громады.

Нет гарантии, что подобные искусственные долги не появятся снова. Но с новеллами законопроекта №5600 эти искусственные долги еще и будут нарушать конституционное право невинных людей на передвижение.

Минимальное налоговое обязательство по земельным участкам

Банк приобретает право собственности на имущество, включая земельные участки, для предотвращения убытков по выданным кредитам, то есть для сохранения собственной стабильности, стабильности банковской системы и экономики, а не для получения дополнительных доходов.

Соответственно, нагружать банки дополнительным налоговым бременем в такой ситуации ─ алогично и несправедливо.

Новелла о получении налоговой информации контролирующими органами

Дает основание для злоупотреблений со стороны ГФС.

То есть по факту пока законопроект предлагает разрешить ГФС требовать дополнительную информацию, если по результатам анализа выявлены факты, которые «могут свидетельствовать» о нарушении налогоплательщиком законодательства. Формулировка «могут свидетельствовать» ─ неоднозначная и может создать основания для давления на бизнес.

Плата за землю без подтверждающих документов на собственность

Законопроект предлагает сделать возможным принятие решения об установлении факта пользования юридическим или физическим лицом земельным участком государственной и коммунальной собственности без оформления правоустанавливающих документов органами местного самоуправления.

Предоставление подобных полномочий может привести к злоупотреблениям со стороны должностных лиц. В частности, непонятно, будет ли считаться использованием земельного участка без правоустанавливающих документов наличие права собственности у налогоплательщика на помещение в здании, которое находится в совместной собственности такого лица и органа местного самоуправления.

Также в законопроекте не определена дата вступления в силу решения об установлении факта пользования землей без оформления документов, механизм уведомления налогоплательщика о принятом органом местного самоуправления решении и порядок взимания налога в случае обжалования такого решения плательщиком.

И нет, это еще не весь перечень замечаний к законопроекту.

Но это очень критичные для банков и людей моменты, на которых мы хотим сконцентрировать внимание. НАБУ готова к сотрудничеству. Очень надеемся на продуктивную совместную работу.