
В эксклюзивном комментарии информационному порталу "Банкротство & Ликвидация" исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины Елена Коробкова оценила, сможет ли новое специальное подразделение по управлению и надзору за государственными активами, который предлагает создать Минфин, улучшить здоровье украинских государственных банков.
Украина в 2017 году установила мировой рекорд по объему проблемных кредитов. По данным Независимой ассоциации банков Украины, просроченные кредиты в отечественной банковской системе составляют более 50%, в государственных банках и достигают 75%. Министерство финансов и НБУ пытаются справиться с этой проблемой. В частности, в проекте стратегии развития государственных банков до 2022 года Минфин планирует создать специальное подразделение по управлению и надзору за государственными активами.
Сможет ли будущая структура улучшить ситуацию с «плохими» кредитами в государственных банках и положительно повлиять на банковский сектор в целом?
Как нам известно, указанный проект стратегии еще прорабатывается в Министерстве финансов без широкого обсуждения, его текст еще не был обнародован. Поэтому по созданию определенных подразделений или структур и их функционала можно только строить предположения, а не обоснованные выводы.
В любом случае, создание или не создание отдельного подразделения для управления проблемными активами госбанков и его подчиненность - это чисто организационные вопросы. Удачное решение этих вопросов может иметь определенный положительный эффект, если это позволит привлечь к решению проблемы профессионалов, которые не боятся ответственности и имеют необходимые полномочия.
Однако, этот эффект будет минимальным без решения базовых проблем, которые привели к печальному рекорду по NPL и препятствуют урегулированию проблемных долгов. Эти базовые проблемы лежат в плоскости:
- щелей в законах, благодаря которым должники успешно избегают выполнения обязательств перед банками (законопроекты давно разработаны, но годами парламент их игнорирует)
- неэффективности судебной системы, которая фактически не способна защитить права кредиторов;
- налоговых последствий реструктуризации и прощения долга, побуждающие должника и кредитора консервировать проблему, а не решать ее (частично решается законодательными изменениями, частично - обобщающими налоговыми разъяснениями, проекты которых разработаны в Ассоциации и направлены в Минфин, но все еще не утверждены) ;
- отсутствие эффективного рынка управления долгами (также нуждается в обновлении законодательства и ,в определенной мере, последствием предыдущих факторов).
Есть и специфическая для государственных банков проблема - реструктуризация долгов часто сопровождается уменьшением объема обязательств (прощением части долга). Каким бы эффективным ни было такое урегулирование, для того чтобы защитить руководство государственных банков от рисков, необходимо усиливать корпоративное управление в государственных банках по обеспечению незаангажированности и объективности органов управления в принятии бизнес решений.