Мы не готовы к полной либерализации

Мы не готовы к полной либерализации
Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ
На фоне легализации валютных счетов за границей, НБУ вынуждено вводит санкции в отношении 5 банков с государственным российским капиталом.

Над банковским рынком Украины снова нависли тучи неопределенности, а значит, надежды бизнеса на полную валютную либерализацию в ближайшем будущем снова под вопросом. Но, возможно, это не так уж и плохо. Полная отмена ограничений не пойдет нам на пользу, потому как к кардинальным изменениям правил игры украинская экономика еще не готова.

В разгар кризиса Национальный банк был вынужден принять дополнительные меры, чтобы остановить девальвацию гривни и вывод капитала из Украины. Тогда многие решения принимались поспешно и поэтому не стали тем эффективным и действенным механизмом, на которые рассчитывал регулятор. В целом антикризисные ограничения стабилизировали ситуацию на денежно-кредитном и валютных рынках. Однако временные ограничения, многие из которых действуют до сих пор, отток денег полностью не перекрыли. Капитал с некоторым скрипом, но все-таки продолжает уходить из страны, потому как украинские предприимчивые бизнесмены находят способы проводить расчеты с иностранными партнерами, не заводя деньги в Украину.

Национальный банк отдает себе отчет, что нынешнее регулирование слишком сложное и забюрократизированное, поэтому частично снимает некоторые из ограничений. Например, в конце февраля регулятор фактически разрешил украинцам использовать валютные счета за рубежом. А именно, снял ограничения на осуществление инвестиций и размещение средств на банковских счетах за пределами Украины. Раньше для этих операций нужно было иметь индивидуальные валютные лицензии. До легализации украинские предприниматели работали с зарубежными счетами через «третьи» компании, то есть в обход требований украинского валютного законодательства.

Ограничения сняты, правда, с некоторыми оговорками. Без лицензий на зарубежных счетах можно размещать только средства, полученные за пределами Украины в качестве заработной платы, стипендии, дивидендов и т.п. Также теперь можно инвестировать за рубежом средства с иностранным источником происхождения. Например, производить торговлю финансовыми инструментами на иностранных биржах.

Что касается перевода средств из Украины с целью их инвестирования или размещения на иностранных счетах, то для этого, как и раньше, нужны индивидуальные лицензии НБУ. Более того, в силе остаются и временные ограничения, согласно которым покупать и перечислять валюту за границу физическому лицу запрещено на основании индивидуальных лицензий. То есть фактически лицензия есть, а вот перечислить средства нельзя.

Это уже не первый шаг НБУ на пути к либерализации для физических лиц. В 2015 году регулятор разрешил получать лицензию пост-фактум лицам, которые проживали какое-то время за рубежом и вернулись в Украину. По сути, Нацбанк пошел по пути легализации операций, которые невозможно контролировать, чтобы облегчить привлечение этих денег в официальную экономику.

Большая часть банкиров считают, что ограничения пора отменять полностью и как можно скорее. Аргументация в пользу этого тезиса проста: либерализация сама по себе представляет позитивное явление, так как позволяет контролировать денежные потоки, удерживать курс гривни и направлять сэкономленные средства в ту сферу, которая наиболее в них нуждается. Тем самым либерализация прямо и косвенно способствует росту экономики.

Соглашусь, что любые ограничения препятствуют экономической активности. Чем больше зарегулирована экономика, тем меньше шансов на свободу инвестиций и финансов. Особенно, если строгое регулирование работает избирательно. Но отсутствие ограничений дает положительный эффект только в здоровой экономической системе. Потому как свободной экономике они просто ни к чему. Роль государства в такой экономике сводится к необходимому минимуму – предотвращать мошенничество, бороться с коррупцией, поддерживать налоговую систему, защищать право собственности.

Чтобы понять уровень экономической свободы Украины, можно посмотреть на результаты рейтинга Американского исследовательского центра Heritage Foundation («Фонд наследия») и газеты Wall Street Journal, которые ежегодно изучают уровень экономики 170 стран мира. По итогам 2016 года Украина заняла 162 место в группе «Страны с несвободной экономикой». За последние 6 лет этот показатель, к сожалению, остался практически неизменным. Для сравнения: в этой группе немногим лучше результат у Белоруссии (157 место) и хуже в Узбекистана (166).

На фоне таких показателей, полный отказ от ограничений, на мой взгляд, для Украины шаг несвоевременный и даже губительный для нашей экономики и финансовой системы. Перед либерализацией необходимо добиться устойчивой макроэкономической стабилизации за счет реформ, снижения инфляции, увеличения международных резервов и оздоровления банковской системы. Одновременно с этим надо заботиться о привлекательном бизнес-климате. При этом инвестиционная привлекательность зависит в большей степени от работы правительства, парламента, судебной и правоохранительной систем, а не от НБУ.

Думаю, что отменять ограничения нужно постепенно и очень аккуратно, потому как любые неосторожные шаги могут дать кардинально противоположный эффект. Опыт других стран показывает, что отмена ограничений может стать злой шуткой для экономики, которая еще не готова к новым правилам игры. Так, например, в 1977 году Израиль попытался провести либерализацию. Вследствие чего начался отток капитала и девальвация, выросла инфляция. Таковы были последствия ранней отмены ограничений. Через два года правительство отказалось от выбранного курса, и вернулось к либерализации только спустя 10 лет. При этом программа постепенной отмены ограничений была растянута на 18 лет.

Украина может пойти по пути частичной либерализации, что принесет куда больше пользы банковско-финансовому сектору и экономике в целом. Например, можно продолжить ослабление ограничений на покупку валюты на наличном рынке и на снятие средств с валютных счетов физических лиц.

Далее можно заняться ослаблением ограничений на движение капитала в инвестиционной сфере. Это станет своеобразным позитивным сигналом инвесторам, которые проявляют интерес к приватизации государственных предприятий.

Параллельно с этим можно заняться трансформацией валютного регулирования. Отказаться от Декрета 1993 года, который сейчас регулирует деятельность валютного рынка, заменив его на более либеральный документ. Разработать упрощенный и максимально прозрачный новый валютный закон, в котором будут четко распределены полномочия центральных органов власти. Возможно, проект закона «Об иностранной валюте» мы увидим уже в начале этого лета.

Плохо, что ограничения существуют, но их в любом случае отменят. В перспективе 5–7 лет Украина постепенно должна прийти к полной отмене ограничений. Если наша страна хочет быть частью мировой экономики, такой ход событий неизбежный. Особенно учитывая, что Украина взяла на себя подобные обязательства в Соглашении об ассоциации с ЕС.