Улучшение налогового режима в работе с проблемными активами банков

Улучшение налогового режима в работе с проблемными активами банков

Наконец банки дождались законодательных изменений, которые позволяют решить проблемы с неработающими кредитами и улучшают налоговый режим в Украине.

Независимая ассоциация банков Украины в течение последних лет активно работала над улучшением  налоговых условий для банковской сферы, путем внесения законодательных изменений с целью  предоставления возможности решить проблемы с неработающими кредитами и восстановить деловую активность банковской системы.

Это стало возможным благодаря совместным усилиям банковского сообщества, которое представляет НАБУ, профильных комитетов ВРУ, Всемирного банка и Национального банка Украины. Данные законодательные изменения учтены во втором чтении законопроекта №6776-д от 14.11.2017 года «Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году», который вчера 07.12.2017 года принят в Верховной Раде Украины. Этим законопроектом урегулированы следующие вопросы:

Отмена лимита на учет резервов в объекте налогообложения.


По данным Всемирного банка, международная практика учета резервов в объекте налогообложения свидетельствует о том, что значительное количество стран изменили налоговый режим после мирового финансового кризиса на унификацию налоговых и пруденциальных подходов.


Так, согласно результатам последнего опроса Мирового банка о банковском регулировании и надзоре, среди 85 стран мира - в 69% стран существует полный учет резервов в объекте налогообложения, в 20% - ограничивается учет расходов за период, а в 11% - применяется другой налоговый режим.


Но в законодательстве Украины действовала норма, которая позволяла банкам учитывать в расходах только определенный лимит, который рассчитывался исходя из общего размера резервов, которые банк создавал под активные операции.


С 2018 года банки должны внедрить новый стандарт МСФО 9, который требует формирования резервов на уровне ожидаемых убытков, что безусловно, увеличит расходы банков на формирование резервов и будет иметь влияние на финансовое состояние банков.

Наличие лимита значительно усложняло администрирование налога на прибыль и создавало риски многочисленных налоговых интерпретаций, поскольку переход на  новый стандарт не был учтен в налоговом законодательстве.

Учет в объекте налогообложения корректировки, обусловленной переходом на МСФО 9 с 01.01.2018


Согласно данной нормы, предусматривается корректировка финансового результата  до  налогообложения на разницу между резервами, созданными в конце 2017 года и в начале 2018 (которые отражаются через капитал). Это позволит банкам учитывать свои реальные расходы от внедрения нового стандарта в объекте налогообложения.


Внесение прямой нормы об отсутствии налоговых последствий при прощении задолженности.


Действующая норма о прекращении признания актива путем прощения долга, создавала риски многочисленных налоговых интерпретаций. Внесенные изменения четко определяют, в каком случае осуществляется корректировка финансового результата до  налогообложения  на сумму использования резерва, в связи с прекращением признания актива путем прощения задолженности. Это позволит всем банкам ,в условиях полученной налоговой конкретики, находить наиболее оптимальные пути урегулирования проблемы с неработающими кредитами.


НАБУ выражает огромную благодарность Мировому  банку и Национальному банку Украины за настойчивые и последовательные усилия в достижении полученного результата.

А также искренне  благодарит  профильные комитеты  Парламента : по вопросам налоговой и таможенной политики во главе с Южаниной Н.П., по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, особенно народного  депутата Украины Ризаненко П.А., и всех парламентариев, которые поддержали изменения, за понимание необходимости таких изменений для улучшения налогового режима в Украине.