
В среду, 8 февраля, состоялся круглый стол на тему: «Упрощенная процедура капитализации и реорганизации банков», организованный Комитетом ВРУ по вопросам финансовой политики и банковской деятельности и Независимой ассоциацией банков Украины (НАБУ)
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения негативного влияния на стабильность банковской системы», принятым Верховной Радой Украины 04.07.2014, требования к минимальному размеру уставного капитала новых банков повышены до 500 млн. грн. Этим же документом действующие банки также обязаны увеличить свой уставный капитал до этой суммы до 2024 года. График увеличения уставного капитала определяет Национальный банк Украины. По старому графику сегодня минимальный размер уставного капитала всех банков уже должен был бы составлять 300 млн. грн. Но в апреле прошлого года Независимой ассоциации банков Украины удалось убедить регулятора в необходимости смягчить график до 200 млн. грн и продлить срок до июля 2017 года. Аналогичные требования установлены также к регулятивному капиталу банков. Так, фактически банки имеют еще полгода, чтобы привлечь в капитал не менее 80 млн. грн.
По данным статистики НБУ за третий квартал 2016 года, требованию в 200 млн. грн уставного капитала не соответствуют 48 действующих в Украине банков. К июлю текущего года они должны увеличить уставной капитал живыми деньгами или объединиться с другими банками. Эта процедура является слишком длительной и забюрократизированной, поэтому не пользуется особой популярностью среди участников рынка.
Кроме того, действующим законодательством практически не урегулирована процедура и порядок прекращения учреждением банковской деятельности по решению ее акционеров с соответствующим отзывом лицензии. Так называемое решение «ключи на стол» сегодня невозможно без введения временной администрации, даже в случае полного расчета по имеющимся обязательствам перед вкладчиками и другими кредиторами.
Для решения этих проблем был разработан законопроект № 6010 «Об упрощении процедур капитализации и реорганизации банков» (для справки: проект ЗУ № 6010 является доработанным вариантом законопроекта № 5388. Авторы законопроекта: председатель Комитета ВРУ по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка и народные депутаты Михаил Довбенко, Руслан Демчак и Павел Ризаненко). К 1 января 2017 действовал «антикризисный» закон № 78, который предусматривал упрощенную процедуру докапитализации. Сейчас процедура может растянуться до 1,5 года, что делает невозможным увеличение капитала до 200 млн. грн. в столь сжатые сроки.
Сейчас законопроект № 6010 крайне важен для банковской сферы, поскольку способен решить насущные проблемы финансовых учреждений. Банковское сообщество поддерживает введение законодательных изменений, а именно существенное упрощение процедуры докапитализации или объединения/слияния. Банкиры надеются, что законопроект будет принят парламентом и подписан Президентом Украины в максимально сжатые сроки.
Если этот законопроект не будет принят именно в ближайшее время, 48 банков могут не успеть в соответствии с установленным регулятором графиком привести уставной капитал в соответствии с законодательными требованиями.
Проблемы банковского сектора могут быть решены законопроектом № 6010:
Действие законопроекта рассчитано до 1 августа 2020 года. К этому периоду предлагается сократить сроки рассмотрения документов и оптимизировать процедуры капитализации и реорганизации банков путем присоединения. Ожидается, что с принятием законопроекта срок проведения процедуры объединения/слияния банков с 1,5 года сократится до 3 месяцев.
Проектом планируется урегулировать вопросы прекращения осуществления банковской деятельности без ликвидации юридического лица. Это позволит банкам, которые не могут выполнить требования регулятора по капитализации, оставить банковский рынок без нагрузки на Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Сейчас такая возможность в законодательстве отсутствует и является новаторской.
Проектом предлагается решить проблему обеспечения непрерывности обслуживания клиентов банков, что присоединяются, в течение проведения всей процедуры реорганизации. Для этого законопроект предусматривает:
Участники обсуждения:
Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения негативного влияния на стабильность банковской системы», принятым Верховной Радой Украины 04.07.2014, требования к минимальному размеру уставного капитала новых банков повышены до 500 млн. грн. Этим же документом действующие банки также обязаны увеличить свой уставный капитал до этой суммы до 2024 года. График увеличения уставного капитала определяет Национальный банк Украины. По старому графику сегодня минимальный размер уставного капитала всех банков уже должен был бы составлять 300 млн. грн. Но в апреле прошлого года Независимой ассоциации банков Украины удалось убедить регулятора в необходимости смягчить график до 200 млн. грн и продлить срок до июля 2017 года. Аналогичные требования установлены также к регулятивному капиталу банков. Так, фактически банки имеют еще полгода, чтобы привлечь в капитал не менее 80 млн. грн.
По данным статистики НБУ за третий квартал 2016 года, требованию в 200 млн. грн уставного капитала не соответствуют 48 действующих в Украине банков. К июлю текущего года они должны увеличить уставной капитал живыми деньгами или объединиться с другими банками. Эта процедура является слишком длительной и забюрократизированной, поэтому не пользуется особой популярностью среди участников рынка.
Кроме того, действующим законодательством практически не урегулирована процедура и порядок прекращения учреждением банковской деятельности по решению ее акционеров с соответствующим отзывом лицензии. Так называемое решение «ключи на стол» сегодня невозможно без введения временной администрации, даже в случае полного расчета по имеющимся обязательствам перед вкладчиками и другими кредиторами.
Для решения этих проблем был разработан законопроект № 6010 «Об упрощении процедур капитализации и реорганизации банков» (для справки: проект ЗУ № 6010 является доработанным вариантом законопроекта № 5388. Авторы законопроекта: председатель Комитета ВРУ по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка и народные депутаты Михаил Довбенко, Руслан Демчак и Павел Ризаненко). К 1 января 2017 действовал «антикризисный» закон № 78, который предусматривал упрощенную процедуру докапитализации. Сейчас процедура может растянуться до 1,5 года, что делает невозможным увеличение капитала до 200 млн. грн. в столь сжатые сроки.
Сейчас законопроект № 6010 крайне важен для банковской сферы, поскольку способен решить насущные проблемы финансовых учреждений. Банковское сообщество поддерживает введение законодательных изменений, а именно существенное упрощение процедуры докапитализации или объединения/слияния. Банкиры надеются, что законопроект будет принят парламентом и подписан Президентом Украины в максимально сжатые сроки.
Если этот законопроект не будет принят именно в ближайшее время, 48 банков могут не успеть в соответствии с установленным регулятором графиком привести уставной капитал в соответствии с законодательными требованиями.
Проблемы банковского сектора могут быть решены законопроектом № 6010:
Действие законопроекта рассчитано до 1 августа 2020 года. К этому периоду предлагается сократить сроки рассмотрения документов и оптимизировать процедуры капитализации и реорганизации банков путем присоединения. Ожидается, что с принятием законопроекта срок проведения процедуры объединения/слияния банков с 1,5 года сократится до 3 месяцев.
Проектом планируется урегулировать вопросы прекращения осуществления банковской деятельности без ликвидации юридического лица. Это позволит банкам, которые не могут выполнить требования регулятора по капитализации, оставить банковский рынок без нагрузки на Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Сейчас такая возможность в законодательстве отсутствует и является новаторской.
Проектом предлагается решить проблему обеспечения непрерывности обслуживания клиентов банков, что присоединяются, в течение проведения всей процедуры реорганизации. Для этого законопроект предусматривает:
- сокращение сроков и упразднение отдельных существующих процедур при проведении процедуры присоединения;
- пересмотр существующей процедуры взаимодействия банков, участвующих в присоединении, с НБУ и другими государственными органами при присоединении;
- определение момента возникновения правопреемства по обязательствам банка, которое прекращается вследствие присоединения и тому подобное.
Ожидания рынка от принятия законопроекта:
Принятие законопроекта будет способствовать стабилизации работы банковского сектора и защите интересов вкладчиков, а также позволит предотвратить дополнительную нагрузку на Фонд гарантирования вкладов физических лиц.
Участники обсуждения:
- Сергей Рыбалка, председатель Комитета ВРУ по вопросам финансовой политики и бинкивськои деятельности (стенограмма выступления)
- Екатерина Рожкова, заместитель Председателя НБУ (стенограмма выступления)
- Роман Шпек, глава Совета НАБУ (стенограмма выступления)
- Александр Бевз, начальник Управления регистрации и лицензирования НБУ (стенограмма выступления)
- Александр Сосис, мажоритарный акционер ПАО "Банк Альянс" (стенограмма выступления)
- Михаил Комиссарук, конечный владелец ПАО "Банк Фамильный" (стенограмма выступления)
- Михаил Букреев, председатель правления ПАО "АКБ" Индустриалбанк" (стенограмма выступления)
- Виктория Бороненков, директор юридического департамента ПАО "Укрсоцбанк" (стенограмма выступления)
Видеозапись круглого стола
Другие статьи раздела
20.05.2022