Госбанки и популизм. Пять рисков для банковской системы

Госбанки и популизм. Пять рисков для банковской системы
Роман Шпек, глава Совета НАБУ

Без экономического бума на банковскую систему ждут только отдельные ростки позитива, - считает председатель Совета Независимой ассоциации банков Украины Роман Шпек. Своими размышлениями о рисках, которые подстерегают отечественный финансовый сектор, глава Ассоциации поделился в своем блоге на портале ЛигаБизнесИнформ.

 

Прошлый год стал для Украины не столь успешным, как прогнозировалось. Экономисты констатируют замедление роста экономики до 2%, неудовлетворительный объем иностранных инвестиций, прыжок потребительской инфляции и дальнейшее постепенное обесценивание национальной валюты. Однако есть и положительные моменты, например, увеличение доходов бюджета почти на 30% (хотя и во многом за счет инфляционного фактора), наращивание золотовалютных запасов Украины на $ 3300000000 и стабилизация уровня безработицы.

Изменения в банковской системе гораздо мощнее, чем в экономике. На рынке остались банки с достаточным уровнем капитала, прозрачной структурой собственности и понятной бизнес-моделью. Владельцы и менеджмент сделали выводы из уроков предыдущих кризисов и существенно улучшили управление рисками и прочность финансовых учреждений.

Кардинально изменились принципы банковского надзора и финансового мониторинга. Правда, остается непомерно высокой непосредственное присутствие государства на рынке и ее влияние на сектор в более широком смысле.

Национализация больше года назад крупнейшего ПриватБанка уберегла от финансовых потрясений 20 млн украинцев, однако привела к значительному искажению конкурентной среды на банковском рынке страны. Как следствие, сегодня доля государственных банков превышает 56% по чистым активам, и 62% - по розничным депозитам.

Кроме ряда преференций по обслуживанию государственных и социальных слоев населения, государственные банки также перегружены многомиллиардными неработающими кредитами. Через требующих постоянных денежных вливаний со стороны государства, а следовательно за счет налогов украинцев.

Только за последние 4 года в капитал государственных банков было направлено сумму, эквивалентную $ 9 млрд.

По уровню неработающих кредитов в прошлом году Украина стала настоящим антирекордсменом среди стран Европы. В общем портфеле банков доля таких займов стабильно превышает 50%. Наибольшая их концентрация в государственных банках - около 70%. Однако резервы под эти кредиты полностью сформированы, поэтому существенной угрозы для финансовой стабильности они уже не несут.

Объективная стабильность и достаточность капитала способствует возвращению депозитов в банки и восстановлению кредитования. Портфель гривневых потребительских кредитов за год увеличился на 38%. Однако кредитование бизнеса остается медленным.

В общем отношение кредитов населения к ВВП Украины составляет всего 6%, тогда как во многих странах мира этот показатель достигает 60%. В Чехии и Польши, которые 30 лет назад были подобны Украины, однако успешно провели реформы, он составляет 40%.


Позитивные достижения

В 2018 году банки продолжат активное диджитализацию и развитие дистанционных сервисов. Продолжится работа по реструктуризации и списании проблемных кредитов. Отчасти это благодаря и успешному опыту сотрудничества банковской ассоциации, парламента и правительства, когда было устранено бессмысленное требование о налогообложении операций по списанию безнадежной задолженности.

Банки будут усиливать работу с малым и средним бизнесом. Ожидается, что ставки в 2018 году по целевым кредитам колебаться в пределах 15-16%, а по нецелевым, где риски выше - 22-25%. Для сравнения, показатель инфляции потребительских цен сейчас составляет 13,7%, а инфляции цен производителей 16,5%. То есть реальные ставки (с учетом инфляции) уже невысоки.

На резкое возобновление кредитования корпоративного сектора рассчитывать не стоит из-за  до сих пор существующих проблем в законодательстве, слабый экономический рост и искривление конкуренции за преференции государственным банкам.

В условиях активизации реформ и взаимодействии с международными финансовыми организациями, отсутствии внешних шоков и взвешенности бюджетной политики можно ожидать снижения инфляции и возвращение НБУ к смягчению монетарной политики уже в середине следующего года.

На финальной стадии разработка закона "О валюте" на смену архаическом Декрете о системе валютного регулирования 1993 года. Принципиальным отличием нового регулирования станет концепция "разрешено все, что прямо не запрещено" вместо нынешней "запрещено все, что прямо не разрешено". Ожидается, что этим законом закрепят исчерпывающий перечень валютных ограничений и условий, при которых они могут быть введены Национальным банком. Это придаст прогнозируемости в ведении бизнеса с зарубежными партнерами и будет способствовать привлечению инвестиций в экономику.

Но полноценная валютная либерализация станет возможной лишь в комплексе с внедрением в Украине мер противодействия BEPS. Однако особого энтузиазма различных ветвей власти по внедрению мер противодействия BEPS почему-то не наблюдается. Кроме общих заявлений движения не видно.

Приняты важные законы в сфере корпоративного управления, положительный эффект от которых проявится в последующие несколько лет. В частности, введен процедуры squeeze-out и sell-out. Усилены требования к органам управления и информационной прозрачности публичных акционерных обществ. Для банков открыто статус частного акционерного общества, урегулирован ряд коллизий между банковским и общим корпоративным законодательством (законопроекты 2302-р, 5592-д). Это фундамент для формирования нового фондового рынка в Украине, на котором акции станут действенным инструментом привлечения реальных инвестиций через IPO.

Между тем в банковской системе не хватает ответов на ключевые вопросы о стратегии государственных банков, изменения их корпоративной структуры и генеральной цели существования в целом.


Какие риски для банковской системы ожидаются?

1. Защита прав кредиторов. На этом позитив заканчивается, поскольку ситуация с защитой прав кредиторов никак не изменилась. Все попытки принять законопроекты, которые отрезали недобросовестным заемщикам все полулегальные пути во имя  избежания ответственности, с треском провалились в парламенте. Причина довольно банальна - под куполом Верховной Рады собралось большинство представителей бизнеса, которые успешно пользуются существующими трещинами законодательства, чтобы уклоняться от возврата кредитов. Поэтому сил и воли для латания этих законодательных дыр в этот момент конечно же нету. При таких обстоятельствах рассчитывать на кредитное и инвестиционное стимулирование экономического роста бессмысленно.

2. Государственные банки. Одной из негативных тенденций является искусственное искривление конкурентного поля государством. Следует прекратить стимулирование органами власти перехода клиентов коммерческих банков в государственные. Следует способствовать здоровой конкуренции в банковском секторе.

3. Опять отложено земельную реформу. К сожалению, эта тема слишком политизирована и регулярно используется популистами для манипуляции общественным мнением. "Серый" рынок сельскохозяйственной земли существует, но он работает по "понятиям", а не по закону. Продленный  на год мораторий не препятствует теневом обороте земли. Однако, официально использовать землю в качестве залога для привлечения кредита невозможно.

4. Политический риск остается одним из основных вызовов 2018 года. Учитывая приближение к следующим выборам, существует высокая вероятность роста популизма, который прямо противоположно внедрению реальных реформ в стране. Следствием может стать полное прекращение финансирования Украины со стороны международных партнеров, в первую очередь МВФ. Первым на это негативно отреагирует валютный рынок - украинская гривна может значительно подешеветь.

 

Страна до сих пор находится в таком состоянии, что единственным рецептом является реформы в режиме 24/7, и государственные деятели должны взять инициативу в политиканов и популистов.

 

5. Затягивание с голосованием ключевых законопроектов. Значительные юридические риски, связанные с плачевной ситуацией в сфере защиты прав кредиторов, продолжат блокировать приток инвестиций и восстановления полноценного кредитования реального сектора экономики.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо принять 5 основных законопроектов:

- о возобновлении кредитования (№6027-д), который ликвидирует законодательные пробелы в системе защиты прав кредиторов;

- о доступе банков к данным "налоговых" реестров (№2460). Это уменьшит риски при предоставлении новых кредитов и предупредит их превращения в безнадежные;

- о создании и ведения кредитного реестра при НБУ (№7114-д);

- о реструктуризации валютной ипотеки физических лиц (№4004-д), что снимет социальную напряженность и защитит граждан от риска потерять залоговую недвижимость, приобретенную в валюте до 2008 года;

- о восстановлении платежеспособности с учетом принципиальных предложений НАБУ (№3132-д). Принятие последнего законопроекта снизит потери кредиторов в процедурах банкротства и сделает его инструментом восстановления платежеспособности, а не ухода от исполнения обязательств.

Политический риск остается одним из основных вызовов 2018

Для восстановления способности банков к эффективному перераспределению ресурсов необходимо принять законопроект о уставном  капитале банков (№ 7231), который установит минимальный уставный капитал банка на уровне 200 млн. грн и позволит сохранить на рынке небольшие жизнеспособные банки. А также провести ревизию и отменить установленные законами и нормативно-правовыми актами преференции для отдельных банков и банковских групп. Это вернет банковскую систему в нормальное конкурентное поле и стимулировать ее развитие через естественную борьбу за своего клиента.

Народные избранники должны перестать поучать, кому и по какой цене банки должны выдавать кредиты. Народные депутаты должны обеспечить качественное правовое поле, а профессионалы банкиры уже сделают свою работу. Чем качественнее будут продуманы правовые условия для деятельности банков в Украине, тем кредиты будут дешевле для заемщиков, и соответственно, тем шире будет круг заемщиков, которые смогут пользоваться поддержкой банков.

Успешность нового года для отечественной банковской системы и всей экономики Украины во многом зависит от законодательных изменений и политической воли руководства государства. Наша задача, как профессионального сообщества, - не дать политикам и чиновникам забыть об их ответственности перед обществом и активно инициировать изменения к лучшему.

 

Автор: Роман Шпек, председатель Совета НАБУ