Почему Министерство финансов должно работать, как часы, и что удалось достичь Украине?

Почему Министерство финансов должно работать, как часы, и что удалось достичь Украине?
Роман Шпек, глава Совета НАБУ

Министерство финансов в большинстве стран является ключевым центром экономической политики в исполнительной ветви власти. Трудно найти пример успешных реформ, где не было бы лидерской роли Министерства финансов. Трудно найти успешную страну с плохим управлением государственными финансами.


В Украине Министерство финансов наделено функциями, подобными его аналогам в других странах мира. Бюджетное планирование, исполнение бюджета, управление государственным долгом, осуществление заимствований от имени государства, непосредственное участие в программах сотрудничества с международными финансовыми организациями - важность этих функций трудно переоценить.

Обычно министр финансов не является ключевой политической фигурой в правительстве, а достижение Министерства финансов соответствуют известной поговорке «деньги любят тишину»: их не пиарят, потому что они могут быть непопулярными или непонятными. Конечно руководителей Министерства финансов называют успешными уже после их каденции, тогда как политики, наоборот, собирают (или не собирают) урожай популярности здесь и сразу громко разрекламированными достижениями.


Работа Министерства финансов похожа на часы: когда она хорошая, все считают это данностью и не особо не заморачиваются, однако когда что-то ломается - становится сразу очень заметно и неудобно. Попробую оценить некоторые аспекты работы финансоых часов Украины за последние годы.

Важным достижением является стабилизация государственных финансов. Если в 2013-2014 годах дефицит сводного бюджета составил 4,3-4,5% ВВП, то в 2015-2017 годах он был в два-три раза меньше. Так, в 2017 году дефицит сводного бюджета сократился до минимума за последние 10 лет - 1,4% ВВП. Министерство финансов последовательно отстаивало позицию об ограничении бюджетного дефицита, несмотря на многочисленные призывы и попытки увеличить расходы, превышающие возможности экономики.


Стабилизация бюджетного дефицита существенно влияет на стратегическое улучшение финансового состояния страны. В 2015-2017 годах Государственный бюджет выполняется с первичным профицитом. Этот ключевой показатель устойчивости государственных финансов означает, что без учета расходов на обслуживание государственного долга системно государство имеет профицит казны, что очень важно для оценки ее платежеспособности на длительной дистанции. Более того, в 2017 году первичный профицит бюджета превысил 2% ВВП. Например, это существенно больше, чем предполагала программа EFF с Международным валютным фондом на момент ее одобрения в 2015 году.


Вспомнив 2015 год, не могу не отметить большую работу Министерства финансов по реструктуризации внешнего долга. Тогда Украина смогла избавиться преддефолтного состояния и завоевать несколько лет смягченного долгового календаря для восстановления золотовалютных резервов и проведения структурных реформ. К сожалению, эта кредитная пауза не была эффективно использована для осуществления реформ. В 2015 году Министерством финансов были заложены основы для той фискальной стабильности, о которой говорилось выше.

 

Благодаря поддержке хорошего бюджетного баланса Украина смогла развернуть тенденцию с государственным долгом: после достижения максимума в 81% на конец 2016 года отношение совокупного государственного долга к ВВП упало до менее чем 74% в 2017 году и, вероятно, сократится до менее чем 70% в 2018 году. Стабилизация валютного рынка также обязана лучшей бюджетной политике, ведь НБУ уже более двух лет больше не приходится осуществлять эмиссионное финансирование баланса государственного сектора. Чистая денежная эмиссия НБУ в 2016-2017 годах была близка к нулевой отметке.


Как руководитель банковской ассоциации не могу не отметить конструктивную роль Министерства финансов Украины в решении многих проблем банковской системы, особенно в направлении устранения несправедливых подходов к налогообложению банков.


Сегодня перед Министерством финансов стоит много вызовов, от качественного и своевременного реагирования на которые зависит будущее Украины. В частности, это реформирование огромного сегмента банковской системы в государственной собственности по лучшим мировым практиками, обеспечение вместе с НБУ синергии бюджетной и монетарной политики, ограничения стимулов и возможностей для «теневой» экономики, поиск оптимального баланса между налогообложением и экономическим ростом. Искренне желаю украинскому Минфину успехов, ведь от этого зависит и улучшения перспектив работы украинских банков.

Источник: Realist.online