
Они задекларированны в стратегии развития государственных банков, которую Кабмин принял 21 февраля. Перед этим представители Минфина обсудили стратегию с экспертами МВФ. По информации источников ЭП, на последней стадии доработки стратегии фондом был согласован еще один стратегический ориентир: уменьшение доли ОВГЗ в активах государственных банков до 25%.
ЭП ранее писала о том, что ждет каждый государственный банк в рамках проекта стратегии. На этот раз мы сосредоточились на анализе основных проблем, которые нужно решить для ее реализации.
Как победить "проблемку"
Кризис 2014-2015 годов оставил финансовую систему с огромным объемом проблемных кредитов - 813 млрд грн. Такой показатель составил Центр экономической стратегии.
Министерство финансов оценивает портфель неработающих активов государственных банков в 400 млрд грн. Меньше проблемных активов - в Укргазбанка. Больше всего - приходится на корпоративные активы Приватбанка.
Сначала Минфин рассматривал вариант передачи проблемных активов в управление Компании по управлению активами, но теперь склонился к другому варианту: создать независимый комитет, который решит, что делать с "проблемкой".
Вероятно, такой институт будет создан при Совете финансовой стабильности НБУ, но этот вопрос еще обсуждается. Предполагается, что комитет будет принимать решение о проблемных активах только государственных банков. Речь идет о кредитах преимущественно корпоративного сегмента, которые накопились к 2014 году.
"В частных банках в этом направлении было сделано много, уровень проблемной задолженности уменьшился. Сейчас они не так остро нуждаются в дополнительных инструментах урегулирования, как государственные банки", - объясняет первый заместитель министра финансов Оксана Маркарова.
По ее словам, комитет будет рассматривать активы по реальной, а не балансовой стоимости, и эти урегулирования будут "разовой акцией". То есть комитет не будет работать с активами, которые стали проблемными после 2014 года, если таковые появятся.
Создание комитета и определение его функций Минфин планирует урегулировать нормативными актами без изменения законодательства.
Главное - продать
Всех государственных банков ждет продажа, но по разным сценариям. В 2019 году государство планирует полностью выйти из Укргазбанка. Следующий в очереди - Ощадбанк. Его приватизация предусматривает аннулирование государственной гарантии для депозитов, размещенных в банке.
"Мы планируем постепенный переход Сбербанка в систему ФГВФЛ. Все банки на рынке должны иметь одинаковые конкурентные условия", - сказал ЭП министр финансов Александр Данилюк.
На заседании 21 февраля правительство приняло стратегию развития Сбербанка.
Минфин также заинтересован в скорейшем выходе из Приватбанка. Ведомство будет рассматривать предложения и разовой, и постепенной приватизации. По плану, банк снова станет частным в 2022 году.
"Государство планирует остаться мажоритарным собственником Сбербанка и Укрэксимбанка. Это означает, что только два банка будут полностью проданы. Зачем государству эти банки? Если какой-то продукт или услугу могут предоставить частные банки, то для государства нет смысла конкурировать с ними", - отмечает заместитель директора ЦЭС Дмитрий Яблоновский.
В случае такого присутствия, добавляет он, возникает соблазн использовать государственные банки для финансирования дефицита государственного бюджета. В украинской истории они являются основными покупателями ОВГЗ, которые правительство выпускает для погашения дефицита, или для кредитования бизнес связанных с властью лиц.
"У нас уже есть кейсы братьев Клюевых и их долга государственным банкам (экс-чиновники времен Виктора Януковича Сергей и Андрей Клюевы задолжали государственным банкам около 28 млрд грн. - ЭП), кейс приватизации" Укртелекома "за кредиты государственных банков", - напоминает эксперт .
В стратегии развития госбанков также нет упоминания о "Укрпочте", менеджмент которой не раз заявлял о планах предоставлять финансовые услуги. Генеральный директор государственной компании Игорь Смелянский ранее отмечал, что "Укрпочта" могла бы открывать текущие, сберегательные и карточные счета для граждан. Позиция Минфина здесь неизменна.
"В обновленных основах реформирования государственного банковского сектора мы не предвидим появления новых госбанков, в том числе почтовой. Напротив, главный фокус стратегии - на уменьшении доли государства в банковском секторе. В то же время мы уверены, что банки и государственного и частного секторов могут предоставлять качественные услуги "Укрпочте" и ее клиентам ", - сказала Маркарова ЭП.
Укрэксимбанк или Экспортно-кредитное агентство
Одна из главных задач - определиться с форматом сосуществования Укрэксимбанка и Экспортно-кредитного агентства - ЭКА. Цель их деятельности похожа - поддержка экспортеров.
По информации источников ЭП, позиция Минфина относительно ЭКА пока мягкая. Министерство не исключает параллельного существования банка и ЭКА, но четко разграниченными функциями. Распределение сфер влияния такова: банка - кредитование, ЭКА - страхование. Сейчас этот вопрос не решен.
Пока что по закону в ЭКА широкие полномочия. Оно будет заниматься страхованием, предоставлением экспортных гарантий, частичной компенсацией процентной ставки по экспортным кредитам.
Министерство экономического развития и торговли уже разработало изменения в законе о ЭКА. Документ есть в распоряжении ЭП.
В частности, предлагается уточнить функции наблюдательного совета в части передачи права инициативы в правлении и сроков выдачи гарантий ЭКА - агентство сможет выдавать их только после получения международного рейтинга не ниже суверенного. Кроме того, документ регулирует вопросы приостановления сроков расчетов по экспортным операциям при обращении к ЭКА.
Все эти изменения точечные и не решают проблем, связанных с совмещением полномочий двух учреждений.
Что это дает
Результаты реализации стратегии: прибыль банковского сектора - 38 млрд грн, появление дополнительных 440 млрд грн для финансирования корпоративного сегмента, уменьшения процентных ставок в гривне на 7-12 в. п.
Реструктуризация государственных банков, по мнению разработчиков проекта, также сгенерирует к 160 млрд грн, включая 35 млрд грн дивидендов и 85 млрд грн от продажи акций.Все эти пункты - очень амбициозные. Их реализация зависит от нескольких факторов, на которые Минфин может повлиять лишь частично или не может повлиять вообще.
Фактор первый - монетарная политки НБУ. Снижение кредитных ставок в ближайшее время маловероятно из-за курса НБУ на повышение своей учетной ставки.
В неформальных разговорах представители банковской среды отмечают, что высокая учетная ставка - основной риск и фактор влияния на кредитные ставки в 2018 году. По крайней мере, в этом году снижение кредитных ставок не ожидается.
"Поскольку НБУ отдан политике инфляционного таргетирования, и Минфин при трехлетнем бюджетировании также ориентирован на снижение инфляции, то мы надеемся, что наши совместные действия приведут в перспективе к замедлению роста цен и снижения учетной ставки НБУ", - пояснила Маркарова.
Она добавила, что главная причина высоких кредитных ставок - не учетная ставка, а риски кредитования, связанные со слабым защитой прав кредиторов.
Фактор второй - оперативность принятия банковских законопроектов Верховной Радой, прежде всего законопроекта №7180 об особенностях управления государственными банками. Законопроект меняет подходы к формированию наблюдательных советов госбанков.
Если сейчас наблюдательные советы формируются по квотному принципу - Верховная Рада, президент и Кабмин назначают по пять членов, то в будущем она будет состоять из семи членов, из которых пять будут независимыми, а два будут представлять государство.
"Cтратегия возможна при условии формирования независимых наблюдательных советов во всех четырех государственных банках. Если законопроект не будет принят, стратегия частично не будет реализована", - сказал Данилюк. Сейчас независимые наблюдательные советы у Приватбанка и Укргазбанка.
Однако это еще не все. В Верховной Раде есть около десяти финансовых законопроектов, от которых зависят перспективы реализации стратегии и будущее банковского сектора. Принятие большинства из них предусматривает программа сотрудничества Украины с МВФ.
Фактор третий - скорость введения механизма управления неработающими кредитами. Пока ориентиры Минфина таковы: вопрос проблемных активов нужно решить в 2018 году, а комитет должен заработать в марте.
Сроки для такого масштабного задача очень сжатые. Удастся ли с ним справиться, станет ясно совсем скоро. Как отмечают собеседники ЭП в Кабмине, запуск механизма управления проблемными активами - главное условие, при которой МФО согласятся купить государственные банки.
Источник: https://www.epravda.com.ua/rus/publications/2018/02/22/634330/