
Киев, 20 апреля 2017 года – В марте 2017 года потребительские настроения украинцев несколько ухудшились: индекс потребительских настроений (ИПН) составил 55,5, что на 0,7 п. меньше февральского показателя. Наиболее существенным изменениям подверглись девальвационные ожидания и индекс ожидаемой динамики безработицы. Об этом свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine
В марте 2017 года индекс потребительских настроений (ИПН) составил 55,5, что на 0,7 п. ниже, чем в феврале 2017.
Индекс текущего положения (ИТП) увеличился на 2,2 п. и достиг значения 53,3. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
- индекс текущего личного материального положения (х1) составил 42, что на 0,6 п. ниже, чем в феврале 2017;
- индекс целесообразности крупных покупок (х5) вырос на 5,1 п. и установился на отметке 64,5.
Индекс экономических ожиданий (ІЕО) уменьшился на 2,7 п., составив в марте 56,9. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
- индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2) уменьшился на 0,7 п. по сравнению с прошлым месяцем и равен 59;
- индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года (х3) вырос на 0,1 п. и составил 48,1;
- индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайших 5 лет (х4) уменьшился на 7,5 п., достигнув значения 63,7.
Ожидания украинцев относительно безработицы в марте улучшились: показатель индекса ожидаемой динамики безработицы составил 142,6, что ниже показателя прошлого месяца на 10,3 п. Индекс инфляционных ожиданий составил 182,3, что на 3,6 п. ниже, чем в феврале. Ожидания украинцев относительно курса гривны в течение ближайших 3 месяцев улучшились: индекс девальвационных ожиданий уменьшился на 10,7 п. ─ значение 143,6.
«Общий индекс потребительских настроений почти не изменился. С одной стороны, ухудшились ожидания развития экономики в последующие 5 лет. С другой стороны, возрос индекс целесообразности делать крупные покупки в ответ на уменьшение девальвационных ожиданий. В Киеве индекс целесообразности делать крупные покупки превысил отметку 100», – комментируют аналитики GfK Ukraine.
Динамика индекса потребительских настроений в Украине (целевая аудитория 16+) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Месяц, год | Индекс потребительских настроений (ИПН) | Индекс текущего положения (ИТП) | Индекс экономических ожиданий (ИЭО) | Индекс ожиданий относительно динамики безработицы (ИОДБ) | Индекс инфляций-ных ожиданий (ИИО) | Индекс девальвационных ожиданий (ИДО) |
03'17 | 55.5 | 53.3 | 56.9 | 142.6 | 182.3 | 143.6 |
02'17 | 56.2 | 51.1 | 59.6 | 152.9 | 185.9 | 154.3 |
03'16 | 50.6 | 44.4 | 54.7 | 144.5 | 188.3 | 153 |
Информация об исследовании
Исследования потребительских настроений в Украине проводятся с июня 2000 года. С января 2009 года исследование потребительских настроений проводится ежемесячно.
Индекс потребительских настроений в Украине определяется на основании выборочного исследования домашних хозяйств страны. Во время исследования опрашивают 1000 человек в возрасте от 16 лет. (До апреля 2014 года выборка исследования составляла 1000 человек в возрасте 15-59 лет). Выборка репрезентативна по полу и возрасту, учитывает городское и сельское население и величину населенного пункта. От апреля 2014 года из исследования «Потребительские настроения» изъята Автономная Республика Крым. В Донецкой и Луганской области опросы проводились только на территориях, которые контролируются Украиной. Статистическое отклонение не превышает 3,2%. Полевой этап проводится 1-15 числа каждого месяца.
Для определения ИПН респондентам задают такие вопросы:
- Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние шесть месяцев?
- Как, по вашему мнению, изменится материальное положение вашей семьи в течение следующих шести месяцев?
- Говоря об экономической ситуации в стране в целом, вы считаете, что следующие двенадцать месяцев будут для экономики страны благоприятным или неблагоприятным временем?
- Как вы охарактеризовали бы последующие пять лет – как благоприятный или неблагоприятный период для экономики страны?
- Как вы думаете, сейчас в целом благоприятное или неблагоприятное время делать крупные покупки для дома?
За каждым из этих вопросов определяют соответствующий индекс:
- индекс текущего личного материального положения (х1);
- индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2);
- индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайшего года (х3);
- индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайших пяти лет (х4);
- индекс целесообразности делать крупные покупки (х5).
Значение индекса вычисляют следующим образом: из доли положительных ответов вычитают долю отрицательных и к этой разнице прибавляют 100, чтобы избежать появления отрицательных величин. На основании этих пяти индексов определяют три совокупных индекса:
- индекс потребительских настроений (ИПН) – среднее арифметическое индексов х1–х5;
- индекс текущего положения (ИТП) – среднее арифметическое индексов х1 и х5;
- индекс экономических ожиданий (ИЭО) – среднее арифметическое индексов х2, х3, х4.
Значения индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение равно 200 в том случае, если все граждане положительно оценивают экономическую ситуацию. Индекс равен 100 тогда, когда доли положительных и отрицательных оценок одинаковы. Значение индекса меньше 100 означает, что в обществе преобладают негативные оценки.
Для определения индекса ожидаемой динамики безработицы (ИОДБ), индекса инфляционных ожиданий (ИИО) и индекса девальвационных ожиданий (ИДО) респондентам задают такие вопросы:
- Как вы считаете, в течение ближайших двенадцати месяцев безработных (людей, которые не имеют работы и ищут ее) будет больше, примерно столько же или меньше, чем теперь?
- Как, по вашему мнению, будут меняться цены на основные потребительские товары и услуги в течение ближайших одного–двух месяцев?
- Как, по вашему мнению, изменится курс доллара по отношению к гривне в течение ближайших трех месяцев?
Значение ИОДБ, ИИО и ИДО вычисляют следующим образом: от доли ответов, свидетельствующих о росте безработицы (инфляции, девальвации), отнимают долю ответов, свидетельствующих об уменьшении безработицы (инфляции, девальвации), и к этой разнице прибавляют 100, чтобы избежать появления отрицательных величин. Значения этих индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200. Например, значение индекса равно 200, если все граждане предсказывают рост безработицы (инфляции, девальвации).
О GfK
GfK является надежным источником достоверной информации о рынках и потребителях, что помогает клиентам принимать разумные решения. Более 13 тысяч экспертов по маркетинговым исследованиям сочетают собственную страсть к работе и многолетний опыт GfK в сфере аналитики. Благодаря этому GfK удачно сочетает понимание глобальных рынков со знанием о локальных особенностях более 100 стран мира. Используя новейшие технологии и аналитические методы, GfK превращает большие массивы данных в разумные решения и тем самым помогает своим клиентам повышать конкурентоспособность и улучшать опыт и выбор потребителей. Для получения более детальной информации просим посетить наш веб-сайт или следить за новостями на Twitter.
Другие статьи раздела
04.03.2022