Потребительские настроения в Украине, декабрь 2016: индекс составил 57,1

Киев, 17 января 2017 - В декабря 2016 года потребительские настроения украинцев улучшились: индекс потребительских настроений (ИПН) вырос на 9,7 п. По сравнению с показателем ноября и установился на отметке 57,1. Почти все составляющие индекса показали положительную динамику, больше всего выросли индексы ожидаемого развития экономики страны и ожидаемых изменений личного материального положения. Об этом свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine

В декабре 2016 года индекс потребительских настроений (ИПН) составил 57,1, что на 9,7 п. Выше показателя в ноябре.

Индекс текущего положения (ИТП) увеличился на 6,7 п. - до уровня 53,4. Составляющие этого индекса выглядит следующим образом:
  • индекс текущего личного материального положения (х1) составляет 43,4, что на 8,6 п. больше, чем в ноябре;
  • индекс целесообразности крупных покупок (х5) увеличился на 4,7 п. и составил 63,5.
Индекс экономических ожиданий (ИЭГ) увеличился на 11,7 п., достигнув в декабре отметки 59,6. Составляющие этого индекса понесли такие изменения:
  • индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2) увеличился на 14 п. и составляет 57,3;
  • индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года (х3) поднялся на 5,8 п. и составил 46,5;
  • индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайших 5 лет (х4) вырос на 15,3 п. ─ до уровня 75,1.
В декабре ожидания украинцев относительно возможной безработицы несколько ухудшились: индекс ожидаемой динамики безработицы установился на отметке 145.2, что на 1.3 п. выше, чем в ноябре. Вместе с тем улучшился индекс инфляционных ожиданий: показатель в декабре составил 186,3, это на 3,9 п. ниже ноябрьского показателя. Ожидания украинцев относительно курса гривны в течение ближайших 3 месяцев в декабре оптимистичны: индекс девальвационных ожиданий уменьшился на 6,1 п. ─ до значения 158,5.

«Обычно в декабре потребительский оптимизм растет. В декабре 2016 года по сравнению к ноябрю больше всего вырос индекс ожиданий развития экономики в следующие 5 лет, что может свидетельствовать о восстановлении доверия к власти. Значение этого индекса достигло максимума за последние 2 года», ─ комментируют аналитики GfK Ukraine.


Споживчі настрої грудень 2016


Динамика индекса потребительских настроений в Украине (целевая аудитория 16+)
Месяц, годИндекс потребительских настроений (ИПН)Индекс текущего состояния (ИТС)Индекс экономических ожиданий (ИЭО)Индекс ожиданий относительно динамики безработицы (ИОДБ)Индекс инфляционных ожиданий (ИИО)Индекс девальвационных ожиданий (ИДО)
12'16 57.1 53.4 59.6 145.2 186.3 158.5
11'16 47.4 46.8 47.9 143.9 190.2 164.6
12'15 53.1 48.4 56.3 144.1 187.2 150.3


Информация об исследовании

Исследование потребительских настроений в Украине проводится с июня 2000 года. С января 2009 года исследование потребительских настроений проводится ежемесячно.

Индекс потребительских настроений в Украине определяют на основании выборочного обследования домашних хозяйств страны. Во время исследования опрашивают 1000 человек в возрасте от 16 лет. (До апреля 2014 выборка исследования составляла 1000 человек в возрасте 15-59 лет). Выборка репрезентативна по полу и возрасту, учитывает городское и сельское население и величину населенного пункта. От апреля 2014 по исследованию «Потребительские настроения» изъята Автономная Республика Крым. В Донецкой и Луганской области опросы проводились только на территориях, контролируемых Украиной. Статистическое отклонение не превышает 3,2%. Полевой этап проводится 1-15 числа каждого месяца.

Для определения ИПН респондентам задают такие вопросы:
  1. Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние шесть месяцев?
  2. Как, по вашему мнению, изменится материальное положение вашей семьи в течение следующих шести месяцев?
  3. Говоря об экономической ситуации в стране в целом, вы считаете, что следующие двенадцать месяцев будут для экономики страны благоприятным или неблагоприятным временем?
  4. Как вы охарактеризовали бы следующие пять лет - как благоприятное или неблагоприятное время для экономики страны?
  5. Как вы думаете, теперь вообще благоприятное или неблагоприятное время делать большие покупки для дома?
По каждому из этих вопросов определяют соответствующий индекс:
  • индекс текущего личного материального положения (х1)
  • индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2)
  • индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года (х3)
  • индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайших пяти лет (х4)
  • индекс целесообразности делать крупные покупки (х5).
Значение индекса вычисляют следующим образом: от доли положительных ответов отнимают долю отрицательных и к этой разнице добавляют 100, чтобы избежать появления отрицательных величин. На основании этих пяти индексов определяют три совокупных индекса:
  • индекс потребительских настроений (ИПН) - среднее арифметическое индексов х1-х5;
  • индекс текущего положения (ИТП) - среднее арифметическое индексов х1 и х5;
  • индекс экономических ожиданий (ИЭО) - среднее арифметическое индексов х2, х3, х4.
Значения индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение равно 200 в том случае, если все граждане положительно оценивают экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доли положительных и отрицательных оценок одинаковы. Значение индекса менее 100 означает, что в обществе преобладают негативные оценки.

Для определения индекса ожидаемой динамики безработицы (ИОДБ), индекса инфляционных ожиданий (ИИО) и индекса девальвационных ожиданий (ИДО) респондентам задают такие вопросы:
  1. Как вы считаете, в ближайшие двенадцать месяцев безработных (людей, которые не имеют работы и ищут ее) будет больше, примерно столько же или меньше, чем сейчас?
  2. Как, по вашему мнению, будут меняться цены на основные потребительские товары и услуги в течение ближайших одного - двух месяцев?
  3. Как, по вашему мнению, изменится курс доллара по отношению к гривне в течение ближайших трех месяцев?
Значение ИОДБ, ИИО и ИДО вычисляют следующим образом: от доли ответов, свидетельствующих о росте безработицы (инфляции, девальвации), отнимают долю ответов, свидетельствующих об уменьшении безработицы (инфляции, девальвации), и к этой разнице добавляют 100, чтобы избежать появления отрицательных величин. Значения этих индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200. Например, значение индекса равно 200, если все граждане предусматривают рост безработицы (инфляции, девальвации).


О GfK

GfK является надежным источником достоверной информации о рынках и потребителях, помогает клиентам принимать разумные решения. Более 13 000 экспертов по маркетинговым исследованиям сочетают собственную страсть к работе и многолетний опыт GfK в сфере аналитики. Благодаря этому GfK удачно сочетает понимание глобальных рынков со знанием о локальных особенностях более 100 стран мира. Используя новейшие технологии и аналитические методы, GfK превращает большие массивы данных в разумные решения и тем самым помогает своим клиентам повышать конкурентоспособность и улучшать опыт и выбор потребителей. Для получения более подробной информации просим посетить наш веб-сайт или следить за новостями в Twitter.