Потребительские настроения в Украине, ноябрь 2016: индекс составил 47,4

В ноябре 2016 года потребительские настроения украинцев ухудшились: индекс потребительских настроений (ИПН) уменьшился на 4,1 п. по сравнению с октябрьским показателем и установился на отметке 47,4. Почти все составляющие индекса сократились, сильнее всего изменились настроения украинцев относительно текущего материального положения и девальвационные ожидания. Об этом свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine

В ноябре 2016 года индекс потребительских настроений (ИПН) составил 47,4 что на 4,1 п. ниже октябрьского показателя.

Индекс текущего положения (ИТП) упал на 3,6 п. – до уровня 46,8. Составляющие этого индекса выглядят следующим образом:
  • индекс текущего личного материального положения (х1) составляет 34,7, что на 7,2 п. меньше, чем в октябре;
  • индекс целесообразности крупных покупок (х5) не изменился, составляя второй месяц подряд 58,8.
Индекс экономических ожиданий (ИЭО) уменьшился на 4,5 п., достигнув в ноябре отметки 47,9. Составляющие этого индекса претерпели таких изменений:
  • индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2) снизился на 4,9 п. и равен 43,2;
  • индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайшего года (х3) уменьшился на 3,7 п. и составил 40,6;
  • индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайших 5 лет (х4) сократился относительно октябрьского значения на 4,9 п. ─ до уровня 59,8.
В ноябре ожидания украинцев относительно возможной безработицы улучшились: индекс ожидаемой динамики безработицы установился на отметке 143,9, что на 4,2 п. ниже, чем в октябре. Вырос индекс инфляционных ожиданий: показатель в ноябре составил 190,2, это на 1,2 п. выше, чем в октябре. В ноябре ухудшились ожидания украинцев относительно курса гривны в течение ближайших 3 месяцев: индекс девальвационных ожиданий вырос на 8,9 п. ─ значение 164,6.

«Уменьшение индекса потребительских настроений в ноябре 2016 года связано с усилением девальвационных ожиданий. Наибольшее падение претерпел индекс текущего личного материального положения. В то же время индекс целесообразности делать крупные покупки в ноябре не изменился и остался на уровне октября. Однако, несмотря на ухудшение показателей в ноябре, среднее значение индекса потребительских настроений за 11 месяцев 2016 года выше, чем среднее значение индекса за 11 месяцев прошлого года», ─ комментируют аналитики GfK Ukraine.

Індекс споживчих настроїв

Динамика индекса потребительских настроений в Украине (целевая аудитория 16+)
Месяц, годИндекс потребительских настроений (ИПН)Индекс текущего положения (ИТП)Индекс экономических ожиданий (ИЭО)Индекс ожиданий относительно динамики безработицы (ИОДБ)Индекс инфляций-ных ожиданий (ИИО)Индекс девальвационных ожиданий (ИДО)
11'16 47,4 46,8 47,9 143,9 190,2 164,6
10'16 51,6 50,4 52,4 148,1 189,0 155,7
11'15 50,0 43,2 54,5 147,7 189,4 159,7


Информация об исследовании

Исследование потребительских настроений в Украине проводится с июня 2000 года. С января 2009 года исследование потребительских настроений проводится ежемесячно.

Индекс потребительских настроений в Украине определяется на основании выборочного исследования домашних хозяйств страны. Во время исследования опрашивают 1000 человек в возрасте от 16 лет. (До апреля 2014 года выборка исследования составляла 1000 человек в возрасте 15-59 лет). Выборка репрезентативна по полу и возрасту, учитывает городское и сельское население и величину населенного пункта. От апреля 2014 года из исследования «Потребительские настроения» изъята Автономная Республика Крым. В Донецкой и Луганской областях опросы проводились только на территориях, которые контролируются Украиной. Статистическое отклонение не превышает 3,2%. Полевой этап проводится 1-15 числа каждого месяца.

Для определения ИПН респондентам задают такие вопросы:
  1. Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние шесть месяцев?
  2. Как, по вашему мнению, изменится материальное положение вашей семьи в течение следующих шести месяцев?
  3. Говоря об экономической ситуации в стране в целом, вы считаете, что следующие двенадцать месяцев будут для экономики страны благоприятным или неблагоприятным временем?
  4. Как вы охарактеризовали бы последующие пять лет – как благоприятные или неблагоприятные для экономики страны?
  5. Как вы думаете, сейчас в целом благоприятное или неблагоприятное время делать крупные покупки для дома?
По каждому из этих вопросов определяют соответствующие индексы:
  • индекс текущего личного материального положения (х1);
  • индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2);
  • индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайшего года (х3);
  • индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайших пяти лет (х4);
  • индекс целесообразности делать крупные покупки (х5).
Значение индекса вычисляют следующим образом: из доли положительных ответов вычитают долю отрицательных и к этой разнице прибавляют 100, чтобы избежать появления отрицательных величин. На основании этих пяти индексов определяют три совокупных индекса:
  • индекс потребительских настроений (ИПН) – среднее арифметическое индексов х1–х5;
  • индекс текущего положения (ИТП) – среднее арифметическое индексов х1 и х5;
  • индекс экономических ожиданий (ИЭО) – среднее арифметическое индексов х2, х3, х4.
Значения индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение равно 200 в том случае, если все граждане положительно оценивают экономическую ситуацию. Индекс равен 100 тогда, когда доли положительных и отрицательных оценок одинаковы. Значение индекса меньше 100 означает, что в обществе преобладают негативные оценки.

Для определения индекса ожидаемой динамики безработицы (ИОДБ), индекса инфляционных ожиданий (ИИО) и индекса девальвационных ожиданий (ИДО) респондентам задают такие вопросы:
  1. Как вы считаете, в течение ближайших двенадцати месяцев безработных (людей, которые не имеют работы и ищут ее) будет больше, примерно столько же или меньше, чем теперь?
  2. Как, по вашему мнению, будут меняться цены на основные потребительские товары и услуги в течение ближайших одного–двух месяцев?
  3. Как, по вашему мнению, изменится курс доллара по отношению к гривне в течение ближайших трех месяцев?
Значение ИОДБ, ИИО и ИДО вычисляют следующим образом: от доли ответов, свидетельствующих о росте безработицы (инфляции, девальвации), отнимают долю ответов, свидетельствующих об уменьшении безработицы (инфляции, девальвации), и к этой разнице прибавляют 100, чтобы избежать появления отрицательных величин. Значения этих индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200. Например, значение индекса равно 200, если все граждане предсказывают рост безработицы (инфляции, девальвации).


О GfK

GfK является надежным источником достоверной информации о рынках и потребителях, что помогает клиентам принимать разумные решения. Более 13 тысяч экспертов по маркетинговым исследованиям сочетают собственную страсть к работе и многолетний опыт GfK в сфере аналитики. Благодаря этому GfK удачно сочетает понимание глобальных рынков со знаниями о локальных особенностях более 100 стран мира. Используя новейшие технологии и аналитические методы, GfK превращает большие массивы данных в разумные решения и тем самым помогает своим клиентам повышать конкурентоспособность и улучшать опыт и выбор потребителей. Для получения более детальной информации просим посетить наш веб-сайт или следить за новостями в Twitter.