Потребительские настроения в Украине, февраль 2017: индекс составил 56,2

Потребительские настроения в Украине, февраль 2017: индекс составил 56,2
Киев, 16 марта 2017 года – В феврале 2017 года потребительские настроения украинцев несколько улучшились: индекс потребительских настроений (ИПН) составил 56,2, что на 2,5 п. больше январского показателя. Существенных изменений претерпели индексы ожидаемой динамики безработицы и девальвации. Об этом свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine

В феврале 2017 года индекс потребительских настроений (ИПН) составил 56,2, что на 2,5 п. выше, чем в январе 2017.

Индекс текущего положения (ИТП) увеличился на 3,1 п. и достиг отметки 51,1. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
  • индекс текущего личного материального положения (х1) составил 42,6, что на 2,4 п. выше, чем в январе 2017;
  • индекс целесообразности крупных покупок (х5) вырос на 3,7 п. и установился на отметке 59,5.
Индекс экономических ожиданий (ИЭО) увеличился на 2,1 п., составив в феврале 59,6. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
  • индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2) вырос на 4,4 п. по сравнению с прошлым месяцем и составляет 59,7;
  • индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года (х3) вырос на 1,6 п. и составил 48;
  • индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайших 5 лет (х4) увеличился незначительно, составив 71,1.
Ухудшились в феврале ожидания украинцев относительно безработицы: индекс ожидаемой динамики безработицы составил 152,9, что выше показателя прошлого месяца на 11,1 п. Индекс инфляционных ожиданий составил 185,9, что на 3,7 п. ниже, чем в январе. Ожидания украинцев относительно курса гривны в течение ближайших 3 месяцев улучшились: индекс девальвационных ожиданий уменьшился на 9,4 п. ─ значение 154,3.

«Улучшение девальвационных ожиданий является следствием стабилизации на валютном рынке. В целом индекс потребительских настроений вырос в небольшой степени», – комментируют аналитики GfK Ukraine.

 
Динамика индекса потребительских настроений в Украине (целевая аудитория 16+)
Месяц, годИндекс потребительских настроений (ИПН)Индекс текущего положения (ИТП)Индекс экономических ожиданий (ИЭО)Индекс ожиданий относительно динамики безработицы (ИОДБ)Индекс инфляций-ных ожиданий (ИИО)Индекс девальвационных ожиданий (ИДО)
02'17 56.2 51.1 59.6 152.9 185.9 154.3
01'17 53.7 48.0 57.5 141.8 189.6 163.7
02'16 54.1 50.9 56.3 152.8 187.8 163.4


Информация об исследовании

Исследования потребительских настроений в Украине проводятся с июня 2000 года. С января 2009 года исследование потребительских настроений проводится ежемесячно.

Индекс потребительских настроений в Украине определяется на основании выборочного исследования домашних хозяйств страны. Во время исследования опрашивают 1000 человек в возрасте от 16 лет. (до апреля 2014 года выборка исследования составляла 1000 человек в возрасте 15-59 лет). Выборка репрезентативна по полу и возрасту, учитывает городское и сельское население и величину населенного пункта. От апреля 2014 года из исследования «Потребительские настроения» изъята Автономная Республика Крым. В Донецкой и Луганской области опросы проводились только на территориях, которые контролируются Украиной. Статистическое отклонение не превышает 3,2%. Полевой этап проводится 1-15 числа каждого месяца.

Для определения ИПН респондентам задают такие вопросы:
  1. Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние шесть месяцев?
  2. Как, по вашему мнению, изменится материальное положение вашей семьи в течение следующих шести месяцев?
  3. Говоря об экономической ситуации в стране в целом, вы считаете, что следующие двенадцать месяцев будут для экономики страны благоприятным или неблагоприятным временем?
  4. Как вы охарактеризовали бы последующие пять лет – как благоприятные или неблагоприятные для экономики страны?
  5. Как вы думаете, сейчас в целом благоприятное или неблагоприятное время делать крупные покупки для дома?
За каждым из этих вопросов определяют соответствующий индекс:
  • индекс текущего личного материального положения (х1);
  • индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2);
  • индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайшего года (х3);
  • индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайших пяти лет (х4);
  • индекс целесообразности делать крупные покупки (х5).
Значение индекса вычисляют следующим образом: из доли положительных ответов вычитается долю отрицательных и к этой разнице прибавляют 100, чтобы избежать появления отрицательных величин. На основании этих пяти индексов определяют три совокупных индекса:
  • индекс потребительских настроений (ИПН) – среднее арифметическое индексов х1–х5;
  • индекс текущего положения (ИТП) – среднее арифметическое индексов х1 и х5;
  • индекс экономических ожиданий (ИЭО) – среднее арифметическое индексов х2, х3, х4.
Значения индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение равно 200 в том случае, если все граждане положительно оценивают экономическую ситуацию. Индекс равен 100 тогда, когда доли положительных и отрицательных оценок одинаковы. Значение индекса меньше 100 означает, что в обществе преобладают негативные оценки.

Для определения индекса ожидаемой динамики безработицы (ИОДБ), индекса инфляционных ожиданий (ИИО) и индекса девальвационных ожиданий (ИДО) респондентам задают такие вопросы:
  1. Как вы считаете, в течение ближайших двенадцати месяцев безработных (людей, которые не имеют работы и ищут ее) будет больше, примерно столько же или меньше, чем теперь?
  2. Как, по вашему мнению, будут меняться цены на основные потребительские товары и услуги в течение ближайших одного–двух месяцев?
  3. Как, по вашему мнению, изменится курс доллара по отношению к гривне в течение ближайших трех месяцев?
Значение ИОДБ, ИИО и ИДО вычисляют следующим образом: от доли ответов, свидетельствующих о росте безработицы (инфляции, девальвации), отнимают долю ответов, свидетельствующих об уменьшении безработицы (инфляции, девальвации), и к этой разнице прибавляют 100, чтобы избежать появления отрицательных величин. Значения этих индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200. Например, значение индекса равно 200, если все граждане предсказывают рост безработицы (инфляции, девальвации).


О GfK

GfK является надежным источником достоверной информации о рынках и потребителях, что помогает клиентам принимать разумные решения. Более 13 тысяч экспертов по маркетинговым исследованиям сочетают собственную страсть к работе и многолетний опыт GfK в сфере аналитики. Благодаря этому GfK удачно сочетает понимание глобальных рынков со знанием о локальных особенностях более 100 стран мира. Используя новейшие технологии и аналитические методы, GfK превращает большие массивы данных в разумные решения и тем самым помогает своим клиентам повышать конкурентоспособность и улучшать опыт и выбор потребителей. Для получения более детальной информации просим посетить наш веб-сайт или следить за новостями на Twitter.