
Киев, 20 февраля 2017 года – В январе 2017 года потребительские настроения украинцев ухудшились: индекс потребительских настроений (ИПН) составил 53,7, что на 3,4 п. меньше показателя предыдущего месяца. Существенных изменений претерпели индексы целесообразности крупных покупок и индекс текущего положения. Об этом свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine
В январе 2017 года индекс потребительских настроений (ИПН) составил 53,7, что на 3,4 п. ниже, чем в декабре 2016.
Индекс текущего положения (ИПС) уменьшился на 5,4 п. и достиг отметки 48. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
- индекс текущего личного материального положения (х1) составил 40,2, что на 3,1 п. ниже, чем в декабре 2016;
- индекс целесообразности крупных покупок (х5) уменьшился на 7,8 п. и установился на отметке 55,7.
Индекс экономических ожиданий (ИЭО) уменьшился на 2,1 п., составив в январе 57,5. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
- индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2) уменьшился на 2 п. и равен 55,3;
- индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года (х3) упал на 0,1 п. и составил 46,4;
- индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайших 5 лет (х4) уменьшился относительно декабрьского показателя на 4,3 п., опустившись до уровня 70,8.
В январе улучшились ожидания украинцев относительно ситуации с безработицей: индекс ожидаемой динамики безработицы установился на отметке 141,8, что меньше показателя декабря на 3,4 п. Индекс инфляционных ожиданий составил 189,6, что на 3,3 п. выше, чем в декабре. Ожидания украинцев относительно курса гривны в течение ближайших 3 месяцев ухудшились: индекс девальвационных ожиданий вырос на 5,2 п. ─ значение 163,7.
«После сильного роста в декабре индекс потребительских настроений снизился в январе 2017 года. Однако его значение выше, чем в январе прошлого года», – комментируют аналитики GfK Ukraine.
Динамика индекса потребительских настроений в Украине (целевая аудитория 16+) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Месяц, год | Индекс потребительских настроений (ИПН) | Индекс текущего положения (ИПС) | Индекс экономических ожиданий (ИЭО) | Индекс ожиданий относительно динамики безработицы (ИОДБ) | Индекс инфляций-ных ожиданий (ИИО) | Индекс девальвационных ожиданий (ИДО) |
01'17 | 53.7 | 48.0 | 57.5 | 141.8 | 189.6 | 163.7 |
12'16 | 57.1 | 53.4 | 59.6 | 145.2 | 186.3 | 158.5 |
01'16 | 50.2 | 43.4 | 54.8 | 154.5 | 186.2 | 161.9 |
Информация о исследовании
Исследования потребительских настроений в Украине проводятся с июня 2000 года. С января 2009 года исследование потребительских настроений проводится ежемесячно.
Индекс потребительских настроений в Украине определяется на основании выборочного исследования домашних хозяйств страны. Во время исследования опрашивают 1000 человек в возрасте от 16 лет. (До апреля 2014 года выборка исследования составляла 1000 человек в возрасте 15-59 лет). Выборка репрезентативна по полу и возрасту, учитывает городское и сельское население и величину населенного пункта. От апреля 2014 года из исследования «Потребительские настроения» изъята Автономная Республика Крым. В Донецкой и Луганской области опросы проводились только на территориях, которые контролируются Украиной. Статистическое отклонение не превышает 3,2%. Полевой этап проводится 1-15 числа каждого месяца.
Для определения ИПН респондентам задают такие вопросы:
- Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние шесть месяцев?
- Как, по вашему мнению, изменится материальное положение вашей семьи в течение следующих шести месяцев?
- Говоря об экономической ситуации в стране в целом, вы считаете, что следующие двенадцать месяцев будут для экономики страны благоприятным или неблагоприятным временем?
- Как вы охарактеризовали бы последующие пять лет – как благоприятные или неблагоприятные для экономики страны?
- Как вы думаете, сейчас в целом благоприятное или неблагоприятное время делать крупные покупки для дома?
По каждому из этих вопросов определяют соответствующий индекс:
Для определения индекса ожидаемой динамики безработицы (ИОДБ), индекса инфляционных ожиданий (ИИО) и индекса девальвационных ожиданий (ИДО) респондентам задают такие вопросы:
- индекс текущего личного материального положения (х1);
- индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2);
- индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайшего года (х3);
- индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайших пяти лет (х4);
- индекс целесообразности делать крупные покупки (х5).
- индекс потребительских настроений (ИПН) – среднее арифметическое индексов х1–х5;
- индекс текущего положения (ИТП) – среднее арифметическое индексов х1 и х5;
- индекс экономических ожиданий (ИЭО) – среднее арифметическое индексов х2, х3, х4.
Для определения индекса ожидаемой динамики безработицы (ИОДБ), индекса инфляционных ожиданий (ИИО) и индекса девальвационных ожиданий (ИДО) респондентам задают такие вопросы:
- Как вы считаете, в течение ближайших двенадцати месяцев безработных (людей, которые не имеют работы и ищут ее) будет больше, примерно столько же или меньше, чем теперь?
- Как, по вашему мнению, будут меняться цены на основные потребительские товары и услуги в течение ближайших одного–двух месяцев?
- Как, по вашему мнению, изменится курс доллара по отношению к гривне в течение ближайших трех месяцев?
О GfK
GfK является надежным источником достоверной информации о рынках и потребителях, что помогает клиентам принимать разумные решения. Более 13 тысяч экспертов по маркетинговым исследованиям сочетают собственную страсть к работе и многолетний опыт GfK в сфере аналитики. Благодаря этому GfK удачно сочетает понимание глобальных рынков со знанием о локальных особенностях более 100 стран мира. Используя новейшие технологии и аналитические методы, GfK превращает большие массивы данных в разумные решения и тем самым помогает своим клиентам повышать конкурентоспособность и улучшать опыт и выбор потребителей. Для получения более детальной информации просим посетить наш веб-сайт или следить за новостями на Twitter.
Другие статьи раздела
04.12.2019