Потребительские настроения в Украине, январь 2017: индекс составил 53,7

Потребительские настроения в Украине, январь 2017: индекс составил 53,7
Киев, 20 февраля 2017 года – В январе 2017 года потребительские настроения украинцев ухудшились: индекс потребительских настроений (ИПН) составил 53,7, что на 3,4 п. меньше показателя предыдущего месяца. Существенных изменений претерпели индексы целесообразности крупных покупок и индекс текущего положения. Об этом свидетельствуют данные исследования потребительских настроений в Украине, которое ежемесячно осуществляет GfK Ukraine

В январе 2017 года индекс потребительских настроений (ИПН) составил 53,7, что на 3,4 п. ниже, чем в декабре 2016.

Индекс текущего положения (ИПС) уменьшился на 5,4 п. и достиг отметки 48. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
  • индекс текущего личного материального положения (х1) составил 40,2, что на 3,1 п. ниже, чем в декабре 2016;
  • индекс целесообразности крупных покупок (х5) уменьшился на 7,8 п. и установился на отметке 55,7.
Индекс экономических ожиданий (ИЭО) уменьшился на 2,1 п., составив в январе 57,5. Составляющие этого индекса изменились следующим образом:
  • индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2) уменьшился на 2 п. и равен 55,3;
  • индекс ожидаемого развития экономики страны в течение ближайшего года (х3) упал на 0,1 п. и составил 46,4;
  • индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайших 5 лет (х4) уменьшился относительно декабрьского показателя на 4,3 п., опустившись до уровня 70,8.
В январе улучшились ожидания украинцев относительно ситуации с безработицей: индекс ожидаемой динамики безработицы установился на отметке 141,8, что меньше показателя декабря на 3,4 п. Индекс инфляционных ожиданий составил 189,6, что на 3,3 п. выше, чем в декабре. Ожидания украинцев относительно курса гривны в течение ближайших 3 месяцев ухудшились: индекс девальвационных ожиданий вырос на 5,2 п. ─ значение 163,7.

«После сильного роста в декабре индекс потребительских настроений снизился в январе 2017 года. Однако его значение выше, чем в январе прошлого года», – комментируют аналитики GfK Ukraine.
 

Динамика индекса потребительских настроений в Украине (целевая аудитория 16+)
Месяц, годИндекс потребительских настроений (ИПН)Индекс текущего положения (ИПС)Индекс экономических ожиданий (ИЭО)Индекс ожиданий относительно динамики безработицы (ИОДБ)Индекс инфляций-ных ожиданий (ИИО)Индекс девальвационных ожиданий (ИДО)
01'17 53.7 48.0 57.5 141.8 189.6 163.7
12'16 57.1 53.4 59.6 145.2 186.3 158.5
01'16 50.2 43.4 54.8 154.5 186.2 161.9


Информация о исследовании

Исследования потребительских настроений в Украине проводятся с июня 2000 года. С января 2009 года исследование потребительских настроений проводится ежемесячно.

Индекс потребительских настроений в Украине определяется на основании выборочного исследования домашних хозяйств страны. Во время исследования опрашивают 1000 человек в возрасте от 16 лет. (До апреля 2014 года выборка исследования составляла 1000 человек в возрасте 15-59 лет). Выборка репрезентативна по полу и возрасту, учитывает городское и сельское население и величину населенного пункта. От апреля 2014 года из исследования «Потребительские настроения» изъята Автономная Республика Крым. В Донецкой и Луганской области опросы проводились только на территориях, которые контролируются Украиной. Статистическое отклонение не превышает 3,2%. Полевой этап проводится 1-15 числа каждого месяца.

Для определения ИПН респондентам задают такие вопросы:
  1. Как изменилось материальное положение вашей семьи за последние шесть месяцев?
  2. Как, по вашему мнению, изменится материальное положение вашей семьи в течение следующих шести месяцев?
  3. Говоря об экономической ситуации в стране в целом, вы считаете, что следующие двенадцать месяцев будут для экономики страны благоприятным или неблагоприятным временем?
  4. Как вы охарактеризовали бы последующие пять лет – как благоприятные или неблагоприятные для экономики страны?
  5. Как вы думаете, сейчас в целом благоприятное или неблагоприятное время делать крупные покупки для дома?
По каждому из этих вопросов определяют соответствующий индекс:
  • индекс текущего личного материального положения (х1);
  • индекс ожидаемых изменений личного материального положения (х2);
  • индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайшего года (х3);
  • индекс ожидаемого развития экономики страны на протяжении ближайших пяти лет (х4);
  • индекс целесообразности делать крупные покупки (х5).
Значение индекса вычисляют следующим образом: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляют 100, чтобы избежать появления отрицательных величин. На основании этих пяти индексов определяют три совокупных индекса:
  • индекс потребительских настроений (ИПН) – среднее арифметическое индексов х1–х5;
  • индекс текущего положения (ИТП) – среднее арифметическое индексов х1 и х5;
  • индекс экономических ожиданий (ИЭО) – среднее арифметическое индексов х2, х3, х4.
Значения индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение равно 200 в том случае, если все граждане положительно оценивают экономическую ситуацию. Индекс равен 100 тогда, когда доли положительных и отрицательных оценок одинаковы. Значение индекса меньше 100 означает, что в обществе преобладают негативные оценки.

Для определения индекса ожидаемой динамики безработицы (ИОДБ), индекса инфляционных ожиданий (ИИО) и индекса девальвационных ожиданий (ИДО) респондентам задают такие вопросы:
  1. Как вы считаете, в течение ближайших двенадцати месяцев безработных (людей, которые не имеют работы и ищут ее) будет больше, примерно столько же или меньше, чем теперь?
  2. Как, по вашему мнению, будут меняться цены на основные потребительские товары и услуги в течение ближайших одного–двух месяцев?
  3. Как, по вашему мнению, изменится курс доллара по отношению к гривне в течение ближайших трех месяцев?
Значение ИОДБ, ИИО и ИДО вычисляют следующим образом: от доли ответов, свидетельствующих о росте безработицы (инфляции, девальвации), отнимают долю ответов, свидетельствующих об уменьшении безработицы (инфляции, девальвации), и к этой разнице прибавляют 100, чтобы избежать появления отрицательных величин. Значения этих индексов могут изменяться в пределах от 0 до 200. Например, значение индекса равно 200, если все граждане предсказывают рост безработицы (инфляции, девальвации).


О GfK

GfK является надежным источником достоверной информации о рынках и потребителях, что помогает клиентам принимать разумные решения. Более 13 тысяч экспертов по маркетинговым исследованиям сочетают собственную страсть к работе и многолетний опыт GfK в сфере аналитики. Благодаря этому GfK удачно сочетает понимание глобальных рынков со знанием о локальных особенностях более 100 стран мира. Используя новейшие технологии и аналитические методы, GfK превращает большие массивы данных в разумные решения и тем самым помогает своим клиентам повышать конкурентоспособность и улучшать опыт и выбор потребителей. Для получения более детальной информации просим посетить наш веб-сайт или следить за новостями на Twitter.