Макроэкономический анализ по состоянию на 26 сентября 2016 года

Госстат улучшил оценку роста ВВП в 2 кв. 2016 года с +1,3% до +1,4% по сравнению с 2 кв. 2015 года. В разрезе потребления ключевым драйвером роста ВВП выступил рост инвестиций (положительный вклад +1,9 п.п.) - валовое накопление основного капитала увеличилось в 2 кв. 2016 года на 17,6% г/г и показало максимальный рост в годовом измерении с 2 кв. 2011 года. Тем не менее, доля валового накопления основного капитала в ВВП сохраняется на низком уровне (14,1% в 2 кв. 2016 года по сравнению с 12,2% в 1 кв. 2016 года), что указывает на недостаточный для полноценного восстановления экономики инвестиционный спрос. Кроме инвестиций, положительный вклад в прирост ВВП добавило потребление государства (+0,7 п.п.). Вклад потребления населения перешел в отрицательную плоскость (-0,2 п.п.), что указывает на сохранение низкого внутреннего потребительского спроса. Вклад чистого экспорта составил -1,0 п.п., что значительно лучше, чем -3,9 п.п. в 1 кв. 2016 года. В целом, данные подтверждают прогноз отсутствия осязаемого восстановления ВВП в 2016 году - рост около 1% после кумулятивного снижения на 15,9% в 2014-2015 гг.

В августе промышленное производство повысилось на 3,4% г/г, что превысило ожидания аналитиков (+1,4% медиана прогнозов в Блумберге). Впервые в текущем году положительный вклад производства в Донецкой и Луганской областях (+1,1 п.п.) был ниже чем вклад остальных областей Украины (+2,3 п.п.). Тем не менее, за 8 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года объем промышленного производства показывает незначительный рост (+2,0%), что подтверждает прогноз роста ВВП на уровне около 1,0% в 2016 году. Текущий объем реального промышленного производства находится на уровне 2% ниже дна кризиса 2008-2009 г/г.

После предоставления Минфином проекта бюджета-2017 в Верховную Раду началось публичное обсуждение его параметров. При номинальном росте экономики на 11% (реальный ВВП +3%, инфляция +8,1%) Правительство планирует рост доходов гос. бюджета на 19% за счет увеличения налоговой нагрузки (отмена НДС льгот для с/х производителей – около 1,0% ВВП, рост акцизов – около 0,8% ВВП), а также закладывания доходов от спец. конфискаций (0,4% ВВП) и роста перечислений от НБУ (+0,1% ВВП). По нашей оценке плановый объем доходов не соответствует заложенным макроэкономическим прогнозам. Правительство сохранило налог 2% на покупку наличной валюты (но обещает отменить его в ноябре), а расчетный курс доллар/гривна по состоянию на 31.12.2017 составляет 27,8 грн./$ (по сравнению с 24,4 грн./$ на 31.12.2016 в бюджете-2016). План расходной части характеризируется отсутствием бюджетной дисциплины и ростом широких расходов гос. финансов к ВВП до уровня около 53% (по сравнению с 49,5% от ВВП в бюджете-2016), что противоречит утвержденной в июне бюджетной резолюции (ограничение перераспределения ВВП через сводный бюджет в размере 33,1% ВВП). Объем широких расходов включает расходы и нетто-кредитование гос. бюджета (784 млрд. грн.), местных бюджетов (399 млрд. грн.), пенсионного фонда (около 150 млрд. грн. по нашим оценкам), а также предоставление гос. гарантий (31,7 млрд. грн.). В отличие от бюджета-2016 в проекте бюджета-2017 не предусмотрены квази-фискальные расходы на докапитализацию госбанков и ФГВФЛ.

С учетом размещения $1,0 млрд. еврооблигаций и $0,1 млрд. валютных ОВГЗ на предыдущей неделе объем валовых международных резервов НБУ (по нашим оценкам) повысился в сентябре на 9,8% (или +$1,4 млрд.) до $15,5 млрд. Конечная цифра резервов от НБУ может измениться за счет переоценки резервов и возможных интервенций НБУ на текущей неделе. Всего с 1 по 26 сентября поступления в резервы составили $2,1 млрд. ($1,0 млрд. от МВФ + $1,0 млрд. через размещение еврооблигаций нерезидентам + $0,1 млрд. через размещение валютных ОВГЗ банкам-резидентам), а расходы резервов составили $0,7 млрд. ($570 млн. выплаты по валютным ОВГЗ и кредиту от Мирового Банка + $141 млн. продажа валюты НБУ). В 4 кв. 2016 года плановые расходы резервов, по нашим оценкам, составляют $630 млн. ($512 млн. выплат по валютным ОВГЗ + $118 млн. выплат по кредитам МВФ и Мирового Банка).