Три с половиной года реформам финансового сектора - каков результат?

Три с половиной года реформам финансового сектора - каков результат?

Подписанное в марте 2014 и утверждённое в 2017 году, Соглашение об ассоциации Украины с Европейским Союзом открыла новый этап в сотрудничестве Украины и ЕС и стала толчком к проведению существенных реформ как в политической, так и в экономической сферах. В феврале 2015 года  Национальный совет реформ определил 18 приоритетных направлений реформ, среди которых был предусмотрен комплекс мер по реформированию финансового сектора Украины и уже в мае этого же года Совет одобрил Комплексную программу развития финансового сектора до 2020 года. Именно эта программа стала дорожной картой для реформы финансового сектора, главная цель которой - развитие в Украине полноценного, эффективного финансового рынка, сбалансирование всех его сегментов, развитие инфраструктуры и укрепление устойчивости к угрозам.

Мероприятия Комплексной программы осуществляются по трем ключевым направлениям:

• обеспечение финансовой стабильности и динамичного развития финансового сектора;

• развитие институциональной способности регуляторов финансового рынка;

• защита прав потребителей и инвесторов финансового сектора.


Реализация мероприятий программы происходит в три этапа:

  1. решения проблем прошлого и очистки финансового сектора (2014 - 2016 гг.);
  2. заложения фундамента для развития системы (2015 - 2017 гг.);
  3. реализация мер по самого развития (2017 - 2020 гг.).

Поэтому, главной задачей реформирования финансовой системы, исходя из текущих реалий, является восстановление доверия к банковской системе, запуск кредитования, усиления защиты прав потребителей финансовых услуг и др.


Что же действительно было сделано за два с половиной года реформ и идем мы согласно утвержденным срокам выполнения этапов программы? Одними из крупнейших достижений реформы за 2014-2016 годы является очистка банковского сектора, значительное повышение прозрачности банковской системы, успешное внедрение инфляционного таргетирования, создания и функционирования Совета финансовой стабильности, внедрения международных стандартов финансовой отчетности и тому подобное. Среди наименее успешных проектов пока остаются обеспечение прав кредиторов, решение вопроса проблемной задолженности и реализация проекта по перераспределению функций Нацкомфинуслуг.


Многие мероприятия I этапа уже выполнены, а реализация II стадии пока имеет препятствия. Узким местом реформы остается прохождения поданных законопроектов в парламенте. На сегодня в Верховной Раде находятся более 30 законопроектов, некоторые из них уже более года ожидают рассмотрения. Конечно, при разработке программы такие задержки никто не предполагал.


В расписании пленарного заседания Верховной Рады этой сессионной недели  включены следующие законопроекты по финансовой реформе:

  • №7114-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно создания и ведения кредитного реестра Национального банка Украины и совершенствования процессов управления кредитными рисками банков» - законопроект о создании эффективной системы обмена информацией, необходимой при осуществлении кредитования. Именно такая система нужна для осуществления эффективного банковского регулирования и надзора, а также для надлежащей оценки банками рисков при осуществлении кредитования и снижения доли проблемных кредитов ;
  • №7055 - «О рынках капитала и регулируемые рынки", который будет способствовать созданию условий для прозрачного ценообразования, внедрению финансовых инструментов хеджирования рисков на валютном и товарном рынках, введению четких правил работы и механизмов защиты прав инвесторов, даст нам совокупно уменьшение рисков стабильности финансовой системы и будет способствовать росту ВВП дополнительно до 2% ежегодно. Данный законопроект создает основу для полной перезагрузки национального фондового рынка. Между прочим, Совет по финансовой стабильности уже поддержал его;
  • № 6027-д «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно возобновлению кредитования», которым предусмотрено усовершенствование и усиление защиты прав кредиторов и создание более прозрачных и простых условий для банковских учреждений при кредитовании.

Елена Коробкова, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины:

«История законопроекта 6027-д продолжалась и противоречива. Это уже третья попытка внесения законодательных изменений. Предыдущие законопроекты № 2286, № 4529 успешно «похоронены» - для их принятия не хватало нескольких голосов. Законопроект 6027-д уже почти год «висит» в парламенте без движения, хотя он поддержан профильным Комитетом ВРУ, министерствами, Нацбанком и международными институтами. Его принятие позволило бы сделать институт поручительства эффективным, урегулировать вопросы взыскания долга при наследовании и усовершенствовать внесудебные инструменты ... »


На прошлой неделе данные законопроекты также поддержал и Кабинет Министров Украины и призвал принять предложенные изменения, учитывая их значимость для финансовой стабильности.


Следует отметить, что ход реформы финансового сектора тщательно оценивает МВФ. Поэтому, дальнейшая успешная реализации Комплексной программы требует не только ежедневной работы участников финансового рынка, но и участия Верховной Рады Украины в процессе реформ и прежде всего - в качестве и поддержки или предоставления рекомендаций по рассматриваемым изменениям. Так как указанные законопроекты предоставят защиту прав бизнеса, дерегуляцию и улучшение бизнес-климата, облегчение доступа к финансированию, прозрачный доступ к государственным ресурсам и поощрения инноваций, в целом будет способствовать развитию экономики.


Мария Репко, заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии:

«Выполнение« Программы 2020 », имеет цель создания  надежной, современной финансовой системы, интегрированной в мировые рынки, позволило бы Украине стать частью глобальной экономики - в безопасный способ, на условиях равного партнерства, с положительным результатом, который почувствовали бы на себе и бизнес и граждане, и государство. Зато в Верховной Раде попытки провести эффективные «финансовые дни» раз от раза проваливаются.


Если правительство и депутаты хотят снижения процентных ставок и доступных кредитов для бизнеса - им следует задуматься над снижением системных рисков и бешеными темпами начать работать над защитой прав кредиторов, чем стараться давить на НБУ в условиях инфляционных рисков или изобретать креативные модели поддержки кредитования выбранных отраслей. Снижение рисков для банков в правовой плоскости потенциально снизит ставки на несколько процентных пунктов и будет способствовать росту кредитования и, соответственно, экономическому росту ».