
Заместитель Председателя Национального банка Олег Чурий в стенах Независимой ассоциации банков Украины впервые представил представителям банков проект закона «О валюте», предложенного на смену Декрета «О системе валютного регулирования и валютного контроля» от 1993 года. Ожидается, что законопроект будет зарегистрирован в Верховной Раде уже в начале осени
Устаревшая система валютного регулирования в Украине заставляет импортеров и экспортеров закрывать реальные сделки за пределами Украины и сдерживает привлечение иностранных инвестиций. Чтобы переломить негативную тенденцию, Национальный банк с участием НБУ, НАБУ, профильных экспертов от Европейской комиссии в рамках проекта EU-FINSTAR разработал новый проект закона «О валюте».
«Соглашением об ассоциации с ЕС Украина приняла на себя обязательства адаптировать валютное законодательство к нормам и стандартам ЕС. И принятие этой либеральной модели регулирования полностью соответствует нормам ЕС по движению капитала», - считает Олег Чурий.
Новый законопроект предусматривает более широкие возможности для НБУ в формировании правил валютного рынка и валютных операций, что выглядит логичным. Данный проект закона выводит валютное регулирование на подзаконный уровень и снимает законодательные препятствия для осуществления регулятором разумной дебюрократизации в сфере валютного регулирования, а также дает возможность оперативно реагировать на тенденции и вызовы.
«Общая ситуация в стране привела к тому, что официальные валютные торги сократились почти в три раза. Накопилось много претензий к действующему Декрету, который сейчас регулирует валютный рынок, и к той политике, которая проводилась в рамках этого документа. Дебюрократизация процедур валютного регулирования является первейшей задачей комплексной либерализации. Поэтому, безусловно, этот законопроект - позитивный сигнал для всего рынка, мы идем по пути эволюции валютного регулирования», - отметил Роман Шпек, Глава Совета НАБУ.
В частности, законопроект предусматривает отход от выдачи индивидуальных лицензий. Вместо них НБУ будут выдаваться разрешения с указанием предельной суммы. Ценные бумаги уже не будут валютными ценностями. Теперь важно не в какой валюте ценные бумаги номинированы, а в какой валюте осуществляются связанные с ними расчеты.
Вместе с тем, есть определенные несоответствия между отдельными частями законопроекта. Попадаются субъективные категории, вроде «адекватные» меры, которые требуют объяснений или исправлений. Но законопроект еще будет дорабатываться, поэтому есть время для внесения соответствующих замечаний и предложений.

«Это первое публичное обсуждение законопроекта с банковским сообществом, что говорит о том, что наше мнение ценят. Для того, чтобы этот законодательный документ стал действительно качественным инструментом валютного регулирования, способствовал развитию экономики и детенизации рынка, необходимо детально, шаг за шагом, рассмотреть каждое положение, во избежание негативных последствий и возможных ошибок. Для разработки регулятивных (прикладных) норм уместно привлечь практиков, например, специалистов НАБУ», - считает Роман Шпек.
Также нуждается в обсуждении вопрос, касающийся более четкого определения границ полномочий регулятора, в том числе о мерах воздействия, размера штрафов. Так же, как и некоторые нормы, которые нуждаются в уточнении. Например, что касается проведения надзора банком над субъектами операций.
Также необходимо определить одинаковый подход к валютному контролю работ и услуг. Сейчас нечеткость определения работ и услуг в действующем правовом поле Украины приводит к чрезмерной нагрузке на банки при осуществлении валютного контроля, большой вероятности ошибок, конфликтов между банками и их клиентами.
Согласно законопроекту, гривна - единственный законный способ платежа на территории Украины. С другой стороны, устанавливаются случаи расчетов на территории Украины в иностранной валюте. Так что проект устанавливает неисключительный перечень операций, которые разрешается осуществлять в иностранной валюте, и дает право НБУ определять дополнительные случаи. Это же касается и перечня операций, на которые необходима лицензия, а также средств защиты. Такая ситуация приведет к регулированию одних и тех же правоотношений большим количеством нормативных документов различных уровней.
Закон вступит в силу через шесть месяцев с даты его принятия, а в части введения «временных ограничений» Национальным банком - через 2 года. Следует отметить, что, учитывая предыдущий опыт нововведений, действующие нормы должны вводиться постепенно. Также необходимо ввести условия «переходного периода» - механизм продления действия старых норм и вступления в действие новых.
В течение трех недель НБУ проведет ряд встреч с представителями банковского сектора, бизнеса и экспертным сообществом для публичного обсуждения законодательных изменений. После чего, с учетом замечаний и предложений, законопроект представят Национальному совету реформ, который на завершающем этапе определит - от кого законопроект будет подаваться в Верховную Раду. Так же есть большая вероятность, что законопроект появится в парламенте еще до конца осени.
Другие статьи раздела