
Независимая ассоциация банков Украины предлагает внедрить режим «безопасной гавани» для кредитных операций. С целью налогового контроля за ценами, кредитные и депозитные ставки, в рамках законодательства Украины по трансфертному ценообразованию. Это может значительно упростить процесс формирования финансовой отчетности для банков
Трансфертное ценообразование (ТЦУ) - это методика определения «справедливой цены» торговых операций с целью налогообложения прибыли. ТЦУ регулируется статьей 39 Налогового кодекса Украины, которая определяет перечень операций, которые контролируются фискальными органами на соответствие принципу «контролируемые сделки».
«Процедура трансфертного ценообразования сложная и для многих компаний, которые являются налогоплательщиками, утомительна и неясна. По нашему убеждению, она должна быть такой же простой и понятной в использовании как, например, в других странах мира. Опыт показывает, что любые упрощения в вопросах налогообложения и прозрачные правила игры для бизнеса способствует инвестиционной привлекательности страны», - отметила Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ.
В Украине правила трансфертного ценообразования вступили в силу в 2013 году. Однако, в течение этих трех лет они постоянно менялись. Раньше под правила трансфертного ценообразования попадали компании с оборотом более 20 млн. гривен и объемом группы операций от 1 млн. гривен. Теперь минимальный оборот компаний, подпадающих под нормы действующего законодательства, должен превышать 50 млн. гривен, а объем контролируемых операций - более 5 млн. гривен. Соответственно количество компаний, которые вынуждены готовить и подавать документацию по трансфертному ценообразованию, также уменьшилась.
Однако, компании, которые подпадают под правила трансфертного ценообразования, обязаны готовить соответствующую документацию по всем контролируемым операциям, независимо от ее размера. Поэтому операции по начислению процентов по займам от связанных лиц, не имеющих украинского гражданства, по низким процентным ставкам также нуждаются в подготовке документации по ТЦУ.
Проведение экономического исследования влечет за собой как финансовые потери со стороны налогоплательщика, так и административную нагрузку, которую не сравнить с потенциальными рисками занижения самой суммы, с каковой потом будет уплачиваться налог. У банков нет такого количества специалистов с соответствующей квалификацией в области ТЦУ, поэтому они постоянно вынуждены обращаться к внешним консультантам с международным опытом, что отражается на стоимости анализа.
Решить данную проблему можно за счет внедрения режима «безопасной гавани», что является нормальной мировой практикой. Большинство стран в законодательстве о ТЦУ пользуются рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), изложенные в инструкции для транснациональных корпораций и налоговых служб. Один из таких пунктов определяет режим «безопасной гавани» как законодательные положения, которые распространяются на определенную категорию налогоплательщиков и освобождают их от определенных обязанностей, предусмотренных Налоговым Кодексом, заменяя эти обязанности исключительными, то есть более простыми.
Решить данную проблему можно за счет внедрения режима «безопасной гавани», что является нормальной мировой практикой. Большинство стран в законодательстве о ТЦУ пользуются рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), изложенные в инструкции для транснациональных корпораций и налоговых служб. Один из таких пунктов определяет режим «безопасной гавани» как законодательные положения, которые распространяются на определенную категорию налогоплательщиков и освобождают их от определенных обязанностей, предусмотренных Налоговым Кодексом, заменяя эти обязанности исключительными, то есть более простыми.
Режимы «безопасной гавани» для кредитных операций действуют в США, Швейцарии и других странах. Для кредитных операций «безопасная гавань» - это диапазон процентных ставок, то есть минимальное и максимальное значение, в пределах которого ставка в контролируемой операции считается рыночной. То есть, если цена в контролируемой операции находится в пределах диапазона «безопасной гавани», то банку не нужно проводить экономический анализ для документации по ТЦУ, что существенно уменьшает расходы.
Кроме того, применение режима «безопасной гавани» для кредитных операций придает уверенности налогоплательщикам, что цена в контролируемой операции будет принята налоговыми органами. В свою очередь, фискальным органам это дает возможность концентрировать внимание на тех операциях с нерезидентами, где более высокая вероятность размывания суммы до налогообложения.
Стоит заметить, что ОЭСР пропагандирует аналог режима «безопасной гавани» для контролируемых операций, касающихся услуг с низкой добавленной стоимостью. Так, надбавка на затраты в операциях по оказанию услуг с низкой добавленной стоимостью, установленной на уровне 5%, не требует проведения экономического исследования рыночного уровня надбавки.
Именно поэтому банковское сообщество заинтересовано во внедрении режима «безопасной гавани» для кредитных операций в Украине. Однако в открытых источниках отсутствует подробная информация по расчету «безопасных гаваней» для данных операций. Поэтому для начала ее необходимо разработать и согласовать с соответствующими органами власти.
НАБУ намерена привлечь к разработке такой методики организации других стран, которые уже имеют успешный опыт в разработке «безопасной гавани». К сотрудничеству планируется пригласить также налоговые органы, которые тоже должны согласовать предложенную методику определения «безопасной гавани».
Кроме этого, НАБУ обратилась к Национальному банку с предложением сформировать совместную рабочую группу, которая будет разрабатывать методику внедрения режима «безопасной гавани» для кредитных операций.
Дополнительно о преимуществах и иностранный опыт применения «безопасной гавани» можно ознакомиться в .
Другие статьи раздела
23.05.2022
06.12.2022