
Ускорить реформирование системы защиты прав потребителей на рынках финансовых услуг сможет внедрение в Украине института финансового омбудсмена (ФО). Он будет отстаивать интересы потребителей финансовых услуг и упростит урегулирование спорных вопросов между ними и банками. В этом уверены банкиры, собравшиеся в НАБУ, чтобы обсудить концепцию создания финансового омбудсмена, которая была представлена проектом USAID FST «Трансформация финансового сектора»
Сейчас ни один из государственных или негосударственных органов в Украине не наделен реальными полномочиями для защиты прав потребителей финансовых услуг. Споры между потребителями и банками рассматриваются исключительно судами, которые продемонстрировали свою неэффективность и предвзятость, а потому пользуются низким доверием как банков, так и их клиентов.
Проект Закона, который должен существенно усовершенствовать систему защиты прав потребителей финансовых услуг, уже давно находится на рассмотрении парламента под №2456-д. Законопроект прошел первое чтение, но в целом еще не принят.
Введение института финансового омбудсмена, который будет выступать своеобразным арбитром между потребителем и финансовым учреждением и помогать в решении споров мирным путем, создаст действенную альтернативу государственно-судебной системе.
«Данный проект станет прорывом в сфере внесудебного разрешения споров и положительно повлияет на финансовый сектор и непосредственно на потребителей финансовых услуг. Попытки внедрить институт финансового омбудсмена предпринимались неоднократно еще с 2011 года, однако он так и не заработал, - отметила Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ. - Зато пик кризиса уже прошел. Банков стало значительно меньше, но банковская система стала более стабильной и прозрачной. Именно теперь финансовый омбудсмен нужен финансовому рынку, как никогда. Важно понимать, что главный его «продукт» - доверие».
Объясняя необходимость внедрения в Украине такого института, как финансовый омбудсмен, Елена Коробкова добавляет, что «для потребителя важно иметь возможность, не обращаясь в суд, повлиять на финансовое учреждение, если она ведет себя не цивилизованно. Однако, если потребитель даже не прав, он не склонен доверять аргументам финучреждения заинтересованной стороны. И тогда рекомендации независимого авторитетного арбитра способны не только решить конкретную спорную ситуацию, но и избежать полного отказа от финансовых услуг со стороны оскорбленных клиентов».
Для основания института финансового омбудсмена на законодательном уровне необходимо принять Закон Украины «О финансовом омбудсмене», который сейчас находится на стадии разработки.
Вместе с другими инициативами - проектом Закона № 2456-д и недавно принятым Законом о потребительском кредитовании (№1734-VIII), он позволит приблизить законодательство Украины к требованиям ЕС в сфере защиты прав потребителей.
Что касается самой Концепции финансового омбудсмена в Украине, то она разрабатывается с учетом требований Директивы ЕС 2013/11 / ЕС, которые являются обязательными в странах ЕС с 1 января 2016 года. Предполагается, что процедура внесудебного разрешения споров создаст привлекательные условия для потребителя и будет продолжаться не более 90 дней. Новый процесс обеспечит высокую компетентность, прозрачность и независимость принятия решений.
На встрече в НАБУ, банкиры рассмотрели основные элементы этой концепции. В частности, принципы деятельности и функции ФО, процесс разрешения спора, порядок назначения и организационную структуру, бюджет и источники финансирования.
Следующим шагом в реализации этого проекта станет разработка детальной дорожной карты по запуску работы финансового омбудсмена, уточнение организационной структуры и детализация процедур. С этой целью достигнута договоренность по сбору необходимой статистики и дальнейшего участия НАБУ в проекте.
Уместно сказать, что органы досудебного урегулирования споров между финансовыми учреждениями и потребителями удачно функционируют в 40 странах мира. Например, в Армении, Австралии, Великобритании и Нидерландах финансовый омбудсмен является единым для всего финансового сектора. В Бельгии, Канаде, Италии, Польши, Швейцарии - это отдельный орган для одного или более сегментов финансового рынка. В форме комитета по делам защиты прав потребителей омбудсмен представлен в Дании и Швеции, в качестве департамента жалоб в составе финансового регулятора на Мальте и в Испании. В Латвии и Литве он функционирует в рамках государственного органа по защите прав потребителей.
Всего в странах ЕС успешно функционируют более 50 подходов с внесудебного урегулирования споров в сфере финансовых услуг.
Другие статьи раздела
23.08.2022
23.05.2022