В Украине выполняется только каждое пятое судебное решение

В Украине выполняется только каждое пятое судебное решение
Для реформирования системы правосудия Украина выбрала смешанную систему выполнения решений, которая предполагает работу государственных и частных исполнителей. Насколько эта система будет эффективной – покажет время. Своим опытом успешного внедрения данной системы в Европе, с участниками конференции поделились Эльмира Мицкиенэ, главный эксперт-юристконсульт отдела администрирования информационной системы судебных приставов Литвы и Довидас Виткаускас, координатор Проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции в Украине»

Смешанная система выполнения судебных решений, которую взяла Украина за основу реформы, на Западе считается «промежуточной». Если система правосудия не готова одномоментно отказаться от государственных приставов в пользу частных, то смешанная система дает возможность сделать такой переход более плавным.

«В западной Европе сейчас наблюдается четкая тенденция перехода от государственной системы в частную, но через смешанную систему выполнения судебных решений. Если десять лет назад исключительно частная система была только во Франции, Нидерландах и Бельгии, то теперь на эту систему перешло большинство стран», - говорит Довидас Виткаускас.

Сегодня бюджет системы правосудия Украины на 50% превышает средний европейский стандарт. При этом загруженность наших судов ниже среднеевропейского уровня. «В среднем (решенные и заходящие судебные дела) составляет около 1,5 тыс. в год, тогда как европейский средний стандарт – это 2,2 – 2,5 тыс. дел. Несмотря на меньший объем дел, скорость, с которой украинские суды решают дела, просто невероятная. В среднем проходит 70 дней от момента поступления иска до решения суда. Это превышает в 4 раз европейский средний уровень. Тогда как справедливость не требует спешки», - считает координатор Проекта ЕС «Поддержка реформ в сфере юстиции в Украине».

Несмотря на такую продуктивность украинских судов, выполняется только каждое пятое судебное решение. До конца 2017 года Минюст планирует обеспечить все условия для выхода на рынок около одной тысячи частных исполнителей. Однако чтобы сравнять количество частных исполнителей и государственных, которых сейчас в Украине насчитывается около 5 тыс., потребуется не менее пяти лет.В Украине выполняется

По словам Довидаса Виткаускаса, интересен опыт проведения подобной реформы в Литве, где быстро приватизировали госслужбу, а каждому исполнителю выдали частную лицензию. Этот поход более эффективен, но и не менее рискованный.


Реформа службы служебных приставов в Литве стартовала в 2003 году, полностью исключив из системы исполнителей государственных приставов. До реформы вся литовская система финансировалась из бюджета, что ежегодно обходилось стране почти в 3 млн. евро. Исполнение решений не было бесплатным. Взыскатель, за исключением государства, должен был заплатить 50 литов (15 евро) на административные расходы по делу. Причем независимо от того, взыскание было успешным или нет.

«Почти тринадцать лет назад у нас были схожие с Украиной проблемы. До реформы поступали жалобы на пассивность судебных приставов. Государственные исполнители открывали дело и закрывали. Интереса и мотивации работать у них не было совсем. Рост дел был очень большим, а прибыли не было. Эффективность взыскания составляла всего около 9%. Для сравнения, сейчас этот показатель вырос до 30%», - говорит Эльмира Мицкиенэ, главный эксперт-юристконсульт отдела администрирования информационной системы судебных приставов.

Проблем, которые предстояло решить литовским реформаторам, накопилось достаточно. А именно, укрепить независимый статус приставов как институт, решить проблему со страхованием профессиональной ответственности частного исполнителя. А также учредить современную и эффективную процедуру исполнения судебных и несудебных решений.

По словам Эльмиры Мицкиенэ, после реформы из госбюджета система приставов не финансируется.  Исполнители взыскивают с должника не только долг, но и исполнительные расходы. «Чтобы содержать свою контору, выплачивать зарплаты своим сотрудникам и получать доход, они вынуждены активно работать. И если до реформы поступали жалобы на пассивность судебных приставов, то теперь должники жалуются на чрезмерную их активность», - говорит Эльмира Мицкиенэ.

Год назад Литва внедрила электронное исполнительное производство, что для Украины может быть не просто интересным опытом, а необходимым элементом функционирования исполнительной службы.

В данной электронной системе исполнитель может завести дело, сделать запросы в регистры и в онлайн режиме сразу получить данные о движимом и недвижимом имуществе должника, о его банковских счетах, задолженностях, наличии или отсутствии оружия или судимостей. После этого пристав формирует документы, подписывает их электронной подписью, ведет финансовый отчет. Важно, что как взыскатель, так и должник могут подключиться к системе и ознакомится с делом. Весь документооборот, все подключения, ознакомления с документацией фиксируется в системе. Контролирующие органы также могут через электронную систему отслеживать действия исполнителя.