
В течение последних трех лет в Украине наблюдается рост объемов продаж новых автомобилей. Если в 2015 году было продано 46 тыс. новых автомобилей, то за прошлый год - почти в два раза больше (80,3 тыс.). Впрочем, оптимистичная статистика совсем не связана с улучшением благосостояния украинцев. Она является лишь отражением расслоения (которое продолжается после кризиса 2014) общества, в отношении которого все более актуальна поговорка: кому супчик жидкий, а кому жемчуг мелкий.
В январе нынешнего года украинцы купили 6,62 тыс. новых легковых автомобилей, что на 40,6% больше, чем в январе прошлого года, сообщил в Facebook генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. "Рынок новых автомобилей растет несмотря на крики" измена ". Я подтверждаю свой прогноз, что к 2018 году будет продано не менее 100 тыс. новых автомобилей", - заверил Назаренко.
В AUTO-Consulting рост продаж в январе объясняют курсовой "лихорадкой": опасаясь дальнейшего повышения курса доллара, покупатели, которые уже были готовы к покупке, принимали решение быстрее. К тому же много заказов на авто было сделано еще до Нового года, а в январе уже закрывались сами соглашения, отметили в информационно-аналитической группе. Сумма покупок новых автомобилей в январе составила 190 млн долл. без учета стоимости дополнительного оборудования, сообщает сайт продажи автомобилей RST.ua (по его данным, в январе было продано чуть меньше автомобилей - 6,5 тыс.). "Больше денег на легковые машины потратили в столице - более 75 млн долл. Кроме этого, в Киеве покупали одни из самых дорогих автомобилей - средняя стоимость превысила 33 тыс. Долл. (890 тыс. Грн)", - сообщили RST.ua. В Харькове, Днепре и Одессе затраты на новые автомобили превысили 12 млн долл., в других регионах сумма покупок была менее 10 млн долл.
Отметим, что рост объема продаж новых автомобилей за последние три года является тенденцией, сказал в комментарии 112.ua Олег Назаренко. По его данным, в 2015 году за год было продано 46 тыс. новых автомобилей, в 2016 году - 60,5 тыс., А за весь 2017 - 80,4. "Правда, если сравнивать эти данные с показателями прошлых лет, то говорить о восстановлении прежних объемов не приходится. Для примера: в 2009 году было продано 631 тыс. новых автомобилей", - отметил гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. Отметим, что в 2012 году цифра упала до 217,4 тыс. автомобилей. Также отметим, что по данным AUTO-Consulting, Украина в 2017 году по объемам продаж новых автомобилей оказалась лишь на 23-м месте в Европе: в пятерке стран-лидеров - Германия, Великобритания, Франция, Италия и Россия.
Импорт б / у автомобилей догнал рынок новых
Эксперты отмечают, что на фоне роста объемов продаж новых автомобилей объем их производства в стране сокращался, тогда как рынок б / у автомобилей, наоборот, возрастал. "Производство автомобилей в Украине сокращается. За последнее время закрылся ряд заводов, был снят с производства ряд моделей автомобилей. Этому способствовало, в частности, принятие более высоких экологических требований", - сказал 112.ua Олег Назаренко.
По данным AUTO-Consulting, по итогам 2017 года на украинский рынок прибыло 59 тыс. Старых легковых автомобилей, что почти втрое больше, чем годом ранее. В то же время на рынке внутренних перепродаж подержанных авто зафиксировано стагнацию, а во многих сегментах даже спад. Если проанализировать объемы и модельный ряд соглашений с подержанными автомобилями за последний год, то поставки "свежего" старого импорта значительно тормозят перепродажа аналогичных авто, а иногда делают его невозможным без значительного снижения цены, сообщила информационно-аналитическая группа. В 2017 году впервые за много лет было зафиксировано ситуацию, когда импорт подержанного автотранспорта (легковые + LCV полной массой до 3,5 т) практически догнал показатель рынка новых автомобилей.
Отметим, что множество новых и б / у автомобилей в Украину ввозят с использованием еврономеров, что позволяет ввозить без уплаты платежей за услуги растормаживания. 112.ua подробно описывал схемы ввоза авто с так называемыми "евробляхами".
Именно автомобили с еврономерами и импорт поддержанных автомобилей по факту уничтожили нижний ценовой сегмент украинского авторынка, утверждают эксперты. Кроме того, они - главные виновники стагнации отечественного автопрома, рассказал 112.ua директор информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олег Омельницкий: "Автомобили отечественного производства был представлен преимущественно в нижнем ценовом сегменте и в основном это была продукция автозавода ЗАЗ (ЗАЗ, Lanos, ЗАЗ Forza). Сейчас на автомобили этого предприятия приходится не более 1% в объеме украинского авторынка. В 2017 ЗАЗ выпустил 1600 единиц автомобилей и продал 1 700 для предприятия, мощности которого составляют 150 тыс. автомобилей в год, это просто смешно. Это на уровне 1% производственной мощности ".
"Евробляхеры составляют конкуренцию отечественному автопрому, ведь это ценовой сегмент тех же Lanos, Cherry. Если же человек готов купить новое BMW, то на сегмент, в котором продаются евробляхы, он не смотрит", - соглашается Олег Назаренко.
По данным Государственной фискальной службы, по состоянию на 31 января 2018 года в стране находилось 425,4 тыс. транспортных средств с иностранной регистрацией, из них с нарушением срока, то есть по факту незаконно, - 246,4 тыс. автомобилей. Автомобили с "евробляхами" ввозят преимущественно из Польши (110,7 тыс. автомобилей в 2017 году), Литвы (51,7 тыс.), Германии (19,8 тыс.), Болгарии (14,1 тыс.) И Чехии ( 13,1 тыс.).
Какие автомобили покупают украинцы
В объеме продаж новых автомобилей доминируют импортные автомобили - на их долю приходилось до 90% объема продаж, рассказал 112.ua Омельницкий. "Больше всего автомобилей в Украине ввозилось из Евросоюза, Японии, Южной Кореи, Китая, США и России. Причем используется схема ввоза якобы из Беларуси, но реально везут российские автомобили. В России работает 23 автомобильных завода, и покупать там дешевле", - добавил Назаренко .
Основной объем продаж новых автомобилей в Украине приходится на модели среднего ценового сегмента, говорит Омельницкий. Это утверждение убедительно доказывает и статистика. По данным AUTO-Consulting, в январе, когда объем продаж новых автомобилей вырос почти на 40%, самой продаваемой моделью стал Volkswagen Golf (стоимость автомобиля в салоне в комплектации trendline - около 500 тыс. Грн). С небольшим отрывом лидировала Toyota RAV4 (740 тыс. Грн в базовой комплектации) и Toyota Camry (820 тыс. Грн).
"На продаже автомобилей нижнего ценового сегмента (до 15 тыс. Евро - около 500 тыс. Грн) приходилось менее 10%. Основу продаж в этой ценовой категории составляли Renault Duster и Renault Logan. Эти автомобили преимущественно выбирали юридические лица. На сегмент премиальных автомобилей приходилось около 8% в объеме продаж новых автомобилей. Причем критерием, по которому мы относим автомобили сегмента, есть даже бренд, а не цена. Речь идет об автомобилях Mercedes, BMW, Audi, Lexus, Infiniti, Porsche, Land Rover, Jaguar, Volvo. например, небольшие автомобили, такие как Audi 1 или Mini Cooper, могут стоить 30 т ис. евро, а внедорожники начинаются от 50-60 тыс. долл. Но основным фактором, подчеркну, все же есть бренд ", - рассказал 112.ua Олег Оленицький.
Отметим, что по данным RST.ua и AUTO-Consulting, Toyota была лидером продаж среди новых автомобилей и в течение всего 2017 года, причем самыми продаваемыми были все те же Toyota RAV4 и Toyota Camry. На втором месте держался Volkswagen Golf. После Renault Duster и Skoda Rapid на 6-м и 7-м месте по объемам продаж находились Nissan Qashqai (540 тыс. Грн), а также Kia Sportage (625 тыс. Грн).
Директор AUTO-Consulting подчеркнул, что об общем благосостоянии и улучшении финансового положения Украины сейчас говорить не приходится - только определенных слоев.
"Я хочу подчеркнуть, что показательно: в объеме продаж новых автомобилей около 40% продаж приходится на юридические лица. Физлица в большинстве ориентированы либо на б / у автомобили, или на авто с" евробляхами ", что отражает общее радужное состояние дел в экономике ", - сказал Оленицький.
Автокредиты замерли
В предыдущие годы мощным драйвером для развития авторынка было банковское кредитование на приобретение новых автомобилей, отметили эксперты. "Сейчас на новые автомобили, приобретенные в кредит, приходится не более 15% рынка, что, безусловно, является достаточно низким процентом. В 2007-2008 гг. Показатели доходили и до 40-45%", - сказал Олег Оленицький, отметив, что банки предлагают кредиты под высокие ставки, плюс автокредитования доступно только в гривне. Также, по мнению эксперта, люди сейчас гораздо осторожнее с кредитами после кризиса 2008 года.
Снижение объемов автокредитования в 2014-2016 гг. отражено и в статистике Нацбанка, отметила исполнительный директор Независимой ассоциации банков Елена Коробкова. Основными причинами, по ее словам, были экономический кризис, девальвация гривны, снижение реальных доходов населения, а также увеличение ставок (по кредитам, - ред.). Эксперт отметила некоторое оживление в секторе банковского кредитования покупки авто в 2017 году. По ее мнению, это связано с тем, что ставки по кредитам немного снизились.
"В связи с постепенным ростом реальных доходов населения и повышением социальных стандартов государством, в 2018 году платежеспособность будет расти, а вместе с этим и спрос на кредиты", - сообщила Коробкова Елена.
В то же время исполнительный директор Независимой ассоциации банков отметила, что если не произойдет кардинальных изменений, темпы роста сектора не будут оптимистичными: как и все виды потребительского кредитования в стране, его будет сдерживать жесткая монетарная политика НБУ.
Елена Голубева