

Суть этого закона заключается не только в добровольном урегулировании проблемной задолженности между банком или другим финансовым учреждением и должником, но и в сбалансировании преимуществ такого урегулирования для всех сторон процесса: объективное уменьшение финансовой нагрузки, сохранение жизнеспособного бизнеса и хорошей кредитной истории для должников, которые имеют временные финансовые трудности, в совокупности с налоговыми и нормативными льготами для кредиторов и должников.
За период с начала работы закона (с апреля 2017) представлены такие итоги его работы в цифрах:
- открыты 41 процедура на общую сумму 65,2 млрд грн, из которых 40 процедур на сумму 63,68 млрд уже завершены;
- при этом 97 % процедур завершены успешно, в результате чего между должниками и кредиторами достигнута договоренность и подписаны планы реструктуризации;
- на сегодня сумма успешных процедур с использованием Закона составляет 16 % NPL корпоративного сектора, а активно банки и должники пользовались ими в течение 2019–2020 г.;
- например, за 2017 год сумма процедур составила 8 млрд грн, что составляло 1,6 % от общего NPL корпоративного кредитного портфеля;
- за 2018 год сумма процедур составила 27,54 млрд грн (5 %), за 2019 — 44,85 млрд грн, или 10 %;
- по состоянию на 4 января 2021 года сумма процедур составила 65,18 млрд грн, или 16 % от общего NPL корпоративного кредитного портфеля.
С начала своего действия Закон о финансовой реструктуризации стал одним из действенных инструментов как для государственных банков и банков с долей государственной собственности, так и для коммерческого сектора. Конечно, учитывая, что банки с долей государственной собственности и государственные банки имеют не только существенно большую долю проблемных активов на своих балансах, но и значительно больше ограничений в своей деятельности для проведения реструктуризации, они являются более активными пользователями этого инструмента. Но сегодня коммерческий сектор тоже выражает заинтересованность в его использовании.
Итак, за первые 3 года работы Закона установлено, что, во-первых, спрос со стороны бизнеса и финансового сектора на использование Закона присутствует, но есть несколько вопросов, которые нуждаются в уточнении. Ниже приведу несколько вопросов, которые замедляли темпы применения Закона.
- Одним из важных вопросов — неоднозначное определение относительно налоговых льгот, в том числе по НДС для финансового лизинга, использование льгот по НДС для поручителя, получения должником льгот по налогу на прибыль при прощении части долга.
- Закон «О финансовой реструктуризации», принятый в июне 2016, фактически начал действовать с апреля 2017 и для решения вопроса урегулирования негативного влияния NPL для коммерческих банков несколько опоздал. Большинство финансовых учреждений в коммерческом секторе решили вопрос урегулирования проблемной задолженности.
- Поскольку использование Закона не предусматривает принудительного вхождения в процедуры любой из сторон, это не оказывает существенных рычагов, чтобы заставить сторону (должника или кредитора) начать процедуру. Следовательно, у нас почти отсутствуют «мультикредиторные» кейсы из-за нежелания находить общую стратегию в случае, если есть несколько кредиторов.
- Необходимость привлечения независимого эксперта, проведение должником аудиторской проверки и т.д. увеличивают расходы и не придают гарантии, что в результате переговоров будет подписан план реструктуризации, который удовлетворит всех участников (должника и привлеченных кредиторов). Конечно, подготовка всех документов, оценки, расчеты и отчет независимого эксперта — это также определенные расходы, которые несет должник, и это занимает много времени и ресурсов должника и кредитора.
Почему существует потенциальный спрос на этот продукт
Наблюдательный совет, созданный согласно Закону для разработки процедурных правил и документов и для мониторинга выполнения процедур, и НАБУ при поддержке ЕБРР неоднократно обращались к НБУ и соответствующим комитетам Верховной Рады за внесением необходимых изменений в Закон и сопутствующих нормативных актов, а также активно сотрудничали с Министерством финансов Украины и Государственной фискальной службой. Так, в 2019 году по инициативе НАБУ, как представителя банковского сообщества Украины, действие Закона был продлено еще на 3 года и на законодательном уровне решен ряд существенных вопросов как в самом Законе, так и в сопутствующих нормативных актах. В частности:
- Решен вопрос относительно налоговых льгот. Получены обобщающие налоговые консультации и внесены изменения в НКУ относительно льгот по НДС при добровольном погашении долга имуществом (как для должника, так и для поручителя, имущественного поручителя и налога на прибыль).
- Появилась возможность объединения в одну процедуру должников, имеющих задолженность перед различными вовлеченными кредиторами.
- Сохранение обязательства в случае, если стоимости обеспечения недостаточно после добровольного применения внесудебного способа взыскания предмета ипотеки, и часть долга осталась непогашенной.
- Отмена необходимости получения разрешения от АМКУ для ускорения и упрощения возможности передачи в погашение долга от должника права собственности на имущество (основные средства, подпадающие под определение целостного имущественного комплекса) и получения согласования от АМКУ в случае содержания такого имущества на балансе банка на срок свыше 2 лет.
- Уточнено понятие единого имущественного комплекса.
- Обеспечено предоставление новому кредитору прав, предусмотренных Законом для первоначального кредитора (в случае продажи актива).
По данным Министерства финансов Украины, потенциал для урегулирования проблемных корпоративных кредитов остается высоким, в первую очередь, у кредиторов государственных банков:
- уровень неработающих кредитов банков Украины остается значительным;
- почти половину объема кредитного портфеля банков составляют неработающие кредиты (48 %, или 536 млрд грн), из которых 73 %, или 391 млрд грн, аккумулировано в банках государственного сектора;
- государственные банки получили новые независимые советы, одной из ключевых задач которых является утверждение стратегии управления проблемными активами и оперативного плана ее реализации для решения проблем, связанных с большими объемами проблемных активов;
- в I полугодии 2020 наблюдался некоторый рост работающих и неработающих кредитных портфелей банков Украины;
- объем NPL банковской системы вырос на 1 %, или на 5,5 млрд грн, объем работающего портфеля — на 1 %, или на 3 млрд грн;
- банки государственного сектора сократили объем неработающих кредитов на 2 %, или на 6 млрд грн.
Должники — основные пользователи Закона, которые уже реструктурировали задолженность, принадлежат ко многим секторам украинской экономики (см. диаграмму).
Приведенные цифры позволяют сделать вывод о положительной динамике по открытию процедур и потенциальном спросе со стороны финансового сектора и бизнеса на применение Закона, а следовательно, оценить Закон о финансовой реструктуризации как действенный и эффективный инструмент для урегулирования проблемной задолженности. Кризис в украинской экономике, вызванный последствиями пандемии и локдаунов во всех странах мира, может увеличить спрос должников на снижение финансовой нагрузки с помощью процедур Закона. Закон имеет ограниченный срок действия — до октября 2022 года, имеем надежду, что еще многие заемщики и кредиторы воспользуются преимуществами в урегулировании проблемной задолженности, которые он предоставляет.
Юридическая Газета