Финансовая реструктуризация в сегодняшних условиях

Финансовая реструктуризация в сегодняшних условиях
Юлия Костецкая, глава Секретариата финансовой реструктуризации
Проблема сокращения неработающих активов в портфелях банков Украины актуальна с 2008 г. — года мирового финансового кризиса. Банки имеют много инструментов для выполнения этой задачи, список которых в 2017 г. пополнился Законом Украины № 1414–VIII от 14.06.2016 г. «О финансовой реструктуризации». Закон был разработан с целью уменьшения уровня NPL, оздоровления банковской системы Украины и возобновления кредитования. Спонсорами и идеологами воплощения мирового опыта реструктуризации корпоративных кредитов выступили Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Независимая ассоциация банков Украины (НАБУ) и инициативная группа, которая сложилась из представителей НБУ, Министерства финансов, Министерства юстиции, Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, банков и бизнеса. Таким образом, совместными усилиями было реализовано проект по внедрению в действие Закона Украины «О финансовой реструктуризации» (далее — Закон).
alt

Суть этого закона заключается не только в добровольном урегулировании проблемной задолженности между банком или другим финансовым учреждением и должником, но и в сбалансировании преимуществ такого урегулирования для всех сторон процесса: объективное уменьшение финансовой нагрузки, сохранение жизнеспособного бизнеса и хорошей кредитной истории для должников, которые имеют временные финансовые трудности, в совокупности с налоговыми и нормативными льготами для кредиторов и должников.


За период с начала работы закона (с апреля 2017) представлены такие итоги его работы в цифрах:

  • открыты 41 процедура на общую сумму 65,2 млрд грн, из которых 40 процедур на сумму 63,68 млрд уже завершены;
  • при этом 97 % процедур завершены успешно, в результате чего между должниками и кредиторами достигнута договоренность и подписаны планы реструктуризации;
  • на сегодня сумма успешных процедур с использованием Закона составляет 16 % NPL корпоративного сектора, а активно банки и должники пользовались ими в течение 2019–2020 г.;
  • например, за 2017 год сумма процедур составила 8 млрд грн, что составляло 1,6 % от общего NPL корпоративного кредитного портфеля;
  • за 2018 год сумма процедур составила 27,54 млрд грн (5 %), за 2019 — 44,85 млрд грн, или 10 %;
  • по состоянию на 4 января 2021 года сумма процедур составила 65,18 млрд грн, или 16 % от общего NPL корпоративного кредитного портфеля.

С начала своего действия Закон о финансовой реструктуризации стал одним из действенных инструментов как для государственных банков и банков с долей государственной собственности, так и для коммерческого сектора. Конечно, учитывая, что банки с долей государственной собственности и государственные банки имеют не только существенно большую долю проблемных активов на своих балансах, но и значительно больше ограничений в своей деятельности для проведения реструктуризации, они являются более активными пользователями этого инструмента. Но сегодня коммерческий сектор тоже выражает заинтересованность в его использовании.


Итак, за первые 3 года работы Закона установлено, что, во-первых, спрос со стороны бизнеса и финансового сектора на использование Закона присутствует, но есть несколько вопросов, которые нуждаются в уточнении. Ниже приведу несколько вопросов, которые замедляли темпы применения Закона.


  1. Одним из важных вопросов — неоднозначное определение относительно налоговых льгот, в том числе по НДС для финансового лизинга, использование льгот по НДС для поручителя, получения должником льгот по налогу на прибыль при прощении части долга.
  2. Закон «О финансовой реструктуризации», принятый в июне 2016, фактически начал действовать с апреля 2017 и для решения вопроса урегулирования негативного влияния NPL для коммерческих банков несколько опоздал. Большинство финансовых учреждений в коммерческом секторе решили вопрос урегулирования проблемной задолженности.
  3. Поскольку использование Закона не предусматривает принудительного вхождения в процедуры любой из сторон, это не оказывает существенных рычагов, чтобы заставить сторону (должника или кредитора) начать процедуру. Следовательно, у нас почти отсутствуют «мультикредиторные» кейсы из-за нежелания находить общую стратегию в случае, если есть несколько кредиторов.
  4. Необходимость привлечения независимого эксперта, проведение должником аудиторской проверки и т.д. увеличивают расходы и не придают гарантии, что в результате переговоров будет подписан план реструктуризации, который удовлетворит всех участников (должника и привлеченных кредиторов). Конечно, подготовка всех документов, оценки, расчеты и отчет независимого эксперта — это также определенные расходы, которые несет должник, и это занимает много времени и ресурсов должника и кредитора.

Почему существует потенциальный спрос на этот продукт


Наблюдательный совет, созданный согласно Закону для разработки процедурных правил и документов и для мониторинга выполнения процедур, и НАБУ при поддержке ЕБРР неоднократно обращались к НБУ и соответствующим комитетам Верховной Рады за внесением необходимых изменений в Закон и сопутствующих нормативных актов, а также активно сотрудничали с Министерством финансов Украины и Государственной фискальной службой. Так, в 2019 году по инициативе НАБУ, как представителя банковского сообщества Украины, действие Закона был продлено еще на 3 года и на законодательном уровне решен ряд существенных вопросов как в самом Законе, так и в сопутствующих нормативных актах. В частности:

    1. Решен вопрос относительно налоговых льгот. Получены обобщающие налоговые консультации и внесены изменения в НКУ относительно льгот по НДС при добровольном погашении долга имуществом (как для должника, так и для поручителя, имущественного поручителя и налога на прибыль).
    2. Появилась возможность объединения в одну процедуру должников, имеющих задолженность перед различными вовлеченными кредиторами.
    3. Сохранение обязательства в случае, если стоимости обеспечения недостаточно после добровольного применения внесудебного способа взыскания предмета ипотеки, и часть долга осталась непогашенной.
    4. Отмена необходимости получения разрешения от АМКУ для ускорения и упрощения возможности передачи в погашение долга от должника права собственности на имущество (основные средства, подпадающие под определение целостного имущественного комплекса) и получения согласования от АМКУ в случае содержания такого имущества на балансе банка на срок свыше 2 лет.
  • Уточнено понятие единого имущественного комплекса.
  1. Обеспечено предоставление новому кредитору прав, предусмотренных Законом для первоначального кредитора (в случае продажи актива).

По данным Министерства финансов Украины, потенциал для урегулирования проблемных корпоративных кредитов остается высоким, в первую очередь, у кредиторов государственных банков:

  • уровень неработающих кредитов банков Украины остается значительным;
  • почти половину объема кредитного портфеля банков составляют неработающие кредиты (48 %, или 536 млрд грн), из которых 73 %, или 391 млрд грн, аккумулировано в банках государственного сектора;
  • государственные банки получили новые независимые советы, одной из ключевых задач которых является утверждение стратегии управления проблемными активами и оперативного плана ее реализации для решения проблем, связанных с большими объемами проблемных активов;
  • в I полугодии 2020 наблюдался некоторый рост работающих и неработающих кредитных портфелей банков Украины;
  • объем NPL банковской системы вырос на 1 %, или на 5,5 млрд грн, объем работающего портфеля — на 1 %, или на 3 млрд грн;
  • банки государственного сектора сократили объем неработающих кредитов на 2 %, или на 6 млрд грн.

Должники — основные пользователи Закона, которые уже реструктурировали задолженность, принадлежат ко многим секторам украинской экономики (см. диаграмму).

Приведенные цифры позволяют сделать вывод о положительной динамике по открытию процедур и потенциальном спросе со стороны финансового сектора и бизнеса на применение Закона, а следовательно, оценить Закон о финансовой реструктуризации как действенный и эффективный инструмент для урегулирования проблемной задолженности. Кризис в украинской экономике, вызванный последствиями пандемии и локдаунов во всех странах мира, может увеличить спрос должников на снижение финансовой нагрузки с помощью процедур Закона. Закон имеет ограниченный срок действия — до октября 2022 года, имеем надежду, что еще многие заемщики и кредиторы воспользуются преимуществами в урегулировании проблемной задолженности, которые он предоставляет.

Юридическая Газета