
С пяти законопроектов, запланированных на «финансовый день» в Верховной Раде 23 февраля, был рассмотрен только один. После длительного обсуждения, народные депутаты приняли в первом чтении и за основу долгожданный банковским сообществом проект Закона № 6010 «Об упрощении процедур капитализации и реорганизации банков».
«Этот законопроект может стать решением для тех банков, уставный капитал которых сегодня меньше 200 млн. грн. Поскольку предусматривает возможность объединения и слияния по сокращенной процедуре и в достаточно сжатые сроки. Так же надеемся, что в ближайшее время он будет рассмотрен во втором чтении и принят в целом. Промедление с принятием этого закона будет иметь негативные последствия для всей финансовой системы», - отметила Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ.
Действие законопроекта № 6010 рассчитано до 1 августа 2020 года. К этому периоду предлагается сократить сроки рассмотрения документов и оптимизировать процедуры капитализации и реорганизации банков путем присоединения. Ожидается, что с принятием законопроекта срок проведения процедуры объединения / слияния банков с 1,5 года ориентировочно сократится до 3 месяцев.
Среди прочего, законопроектом планируется урегулировать вопросы прекращения осуществления банковской деятельности без ликвидации юридического лица. Это позволит банкам, которые не могут выполнить требования регулятора по капитализации, оставить банковский рынок без нагрузки на Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Сейчас такая возможность в законодательстве отсутствует и является новаторской.
Проектом предлагается также решить проблему обеспечения непрерывности обслуживания клиентов банка, что присоединяются, в течение проведения всей процедуры реорганизации.
Кроме этого, принятие законопроекта будет способствовать стабилизации работы банковского сектора и защите интересов вкладчиков, в том числе, путем предотвращения дополнительной нагрузки на Фонд гарантирования вкладов физических лиц.
Как отметил народный депутат Руслан Демчак - один из авторов законопроекта, который является заместителем председателя Комитета ВРУ по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, в условиях посткризисной стагнации украинским акционерам не хватает капитала как для докапитализации, так и для приобретения новых активов-банков.
«Доля государства по объему капитала в банковском секторе сегодня составляет 54%, банков с иностранным капиталом - 35%, а банков с отечественным капиталом - всего 11%. При этом, в ходе приватизации госбанков их могут купить иностранцы, так как внутренние инвесторы отсутствуют. Поэтому мы стоим перед опасностью полного контроля банковской системы иностранными акционерами. Суть законопроекта № 6010 - поддержать эти 11% частных украинских банков и помочь им капитализироваться», - отметил Руслан Демчак.
Напомним, что Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения негативного влияния на стабильность банковской системы», принятым Верховной Радой Украины в июле 2014-го года, устанавливает для вновь созданных банков минимальный размер уставного капитала в 500 млн. гривен. Соответственно для действующих банков обязательным является увеличение уставного капитала до этой суммы до 2024 года.
По предварительному графику докапитализации, утвержденному Национальным банком два года назад, минимальный размер уставного капитала всех банков уже должен был составлять 300 млн. гривен. Однако в прошлом году НАБУ удалось убедить регулятора в необходимости смягчить график до 200 млн. гривен и продлить срок до июля 2017 года. Аналогичные требования установлены также к регулятивному капиталу банков. Так, фактически банки имеют меньше, чем полгода чтобы привлечь в капитал не менее 80 млн. гривен или объединиться с другими банками. Но эта процедура является слишком длительной и забюрократизированной, поэтому не пользуется особой популярностью среди участников рынка.
Две недели назад - 8 февраля, НАБУ проводила круглый стол, на котором представители ВРУ, НБУ и банков смогли обсудить все наболевшие вопросы и повторно убедиться в необходимости принятия этого законопроекта.
В парламенте накопилось довольно много законопроектов, касающихся финансового сектора. Среди них в том числе № 6027 о возобновлении кредитования в Украине и другие, которые способствуют жизнедеятельности банков. Их принятие крайне необходимо для восстановления и развития банковского сектора.
В ожидании парламентского «финансового дня» банкиры надеялись, что парламентарии поддержат все пять законопроектов, которые вошли в повестку дня. К сожалению, кроме проекта закона № 6010, другие проекты рассмотрены не были. В частности, урегулировать рынки и деривативы должен законопроект № 3498, проект закона № 4960-д направлен на предотвращение и противодействие легализации (отмыванию) доходов, а ЗП № 2456-д касается усовершенствования прав потребителей финансовых услуг. Уместно сказать, что эти три законопроекта являются маяками МВФ. Не был рассмотрен и законопроект № 3132-д, который должен усовершенствовать процедуры банкротства юридических лиц с целью усиления защиты прав кредиторов.
«Этот законопроект может стать решением для тех банков, уставный капитал которых сегодня меньше 200 млн. грн. Поскольку предусматривает возможность объединения и слияния по сокращенной процедуре и в достаточно сжатые сроки. Так же надеемся, что в ближайшее время он будет рассмотрен во втором чтении и принят в целом. Промедление с принятием этого закона будет иметь негативные последствия для всей финансовой системы», - отметила Елена Коробкова, исполнительный директор НАБУ.
Действие законопроекта № 6010 рассчитано до 1 августа 2020 года. К этому периоду предлагается сократить сроки рассмотрения документов и оптимизировать процедуры капитализации и реорганизации банков путем присоединения. Ожидается, что с принятием законопроекта срок проведения процедуры объединения / слияния банков с 1,5 года ориентировочно сократится до 3 месяцев.
Среди прочего, законопроектом планируется урегулировать вопросы прекращения осуществления банковской деятельности без ликвидации юридического лица. Это позволит банкам, которые не могут выполнить требования регулятора по капитализации, оставить банковский рынок без нагрузки на Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Сейчас такая возможность в законодательстве отсутствует и является новаторской.
Проектом предлагается также решить проблему обеспечения непрерывности обслуживания клиентов банка, что присоединяются, в течение проведения всей процедуры реорганизации.
Кроме этого, принятие законопроекта будет способствовать стабилизации работы банковского сектора и защите интересов вкладчиков, в том числе, путем предотвращения дополнительной нагрузки на Фонд гарантирования вкладов физических лиц.
Как отметил народный депутат Руслан Демчак - один из авторов законопроекта, который является заместителем председателя Комитета ВРУ по вопросам финансовой политики и банковской деятельности, в условиях посткризисной стагнации украинским акционерам не хватает капитала как для докапитализации, так и для приобретения новых активов-банков.
«Доля государства по объему капитала в банковском секторе сегодня составляет 54%, банков с иностранным капиталом - 35%, а банков с отечественным капиталом - всего 11%. При этом, в ходе приватизации госбанков их могут купить иностранцы, так как внутренние инвесторы отсутствуют. Поэтому мы стоим перед опасностью полного контроля банковской системы иностранными акционерами. Суть законопроекта № 6010 - поддержать эти 11% частных украинских банков и помочь им капитализироваться», - отметил Руслан Демчак.
Напомним, что Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения негативного влияния на стабильность банковской системы», принятым Верховной Радой Украины в июле 2014-го года, устанавливает для вновь созданных банков минимальный размер уставного капитала в 500 млн. гривен. Соответственно для действующих банков обязательным является увеличение уставного капитала до этой суммы до 2024 года.
По предварительному графику докапитализации, утвержденному Национальным банком два года назад, минимальный размер уставного капитала всех банков уже должен был составлять 300 млн. гривен. Однако в прошлом году НАБУ удалось убедить регулятора в необходимости смягчить график до 200 млн. гривен и продлить срок до июля 2017 года. Аналогичные требования установлены также к регулятивному капиталу банков. Так, фактически банки имеют меньше, чем полгода чтобы привлечь в капитал не менее 80 млн. гривен или объединиться с другими банками. Но эта процедура является слишком длительной и забюрократизированной, поэтому не пользуется особой популярностью среди участников рынка.
Две недели назад - 8 февраля, НАБУ проводила круглый стол, на котором представители ВРУ, НБУ и банков смогли обсудить все наболевшие вопросы и повторно убедиться в необходимости принятия этого законопроекта.
В парламенте накопилось довольно много законопроектов, касающихся финансового сектора. Среди них в том числе № 6027 о возобновлении кредитования в Украине и другие, которые способствуют жизнедеятельности банков. Их принятие крайне необходимо для восстановления и развития банковского сектора.
В ожидании парламентского «финансового дня» банкиры надеялись, что парламентарии поддержат все пять законопроектов, которые вошли в повестку дня. К сожалению, кроме проекта закона № 6010, другие проекты рассмотрены не были. В частности, урегулировать рынки и деривативы должен законопроект № 3498, проект закона № 4960-д направлен на предотвращение и противодействие легализации (отмыванию) доходов, а ЗП № 2456-д касается усовершенствования прав потребителей финансовых услуг. Уместно сказать, что эти три законопроекта являются маяками МВФ. Не был рассмотрен и законопроект № 3132-д, который должен усовершенствовать процедуры банкротства юридических лиц с целью усиления защиты прав кредиторов.
Другие статьи раздела
25.07.2022
06.12.2022