Смешанная система исполнения судебных решений начала действовать

Смешанная система исполнения судебных решений начала действовать
Реформа системы исполнения судебных решений выведет судебную систему на новый уровень. А от новых прозрачных и понятных правил игры выиграют как государственные, так и частные исполнители. Об этом говорили на конференции НАБУ «Смешанная система исполнения решений. Перспективы и риски», которая проходила 13 декабря в Киеве

Реформа системы исполнения судебных решений назрела уже давно, о чем свидетельствует неутешительная статистика. По подсчетам Государственной исполнительной службы в Украине выполнялось не более 30% судебных решений.

«Однако участники рынка дают более пессимистичные данные. По их наблюдениям и подсчетам в лучшем случае выполнялось хотя бы 4% судебных решений, - говорит Елена Коробкова, исполнительный директор Независимой ассоциации банков Украины. - Поэтому идею внедрения института частного исполнения решений Ассоциация поддерживала задолго до внесения на рассмотрение Верховной Радой соответствующих законопроектов. Во время совместных рабочих встреч со Всемирным Банком мы обсуждали концепцию закона и необходимость его принятия. Важно, что подавляющее большинство предложений, предложенных банковским сообществом, были приняты, а осенью, наконец, эти законы вступили в действие».

Речь идет о законопроектах № 2506 «Об органах и лиц, осуществляющих принудительное исполнение судебных решений и решений других органов» и № 2507А «Об исполнительном производстве», которые вступили в действие 5 октября 2016. По мнению экспертов Ассоциации, принятые законы позволят повысить качество и скорость взыскания, в соответствии усилит значение правосудия в Украине и повысит инвестиционную привлекательность государства.

«Это реформа не для частных исполнителей, это комплексная реформа системы исполнения судебных решений. Для качественного внедрения мы разбили ее имплементацию на несколько блоков. В первую очередь для старта реформы необходимо разработать и принять необходимые нормативные акты. Что и было сделано за исключением некоторых подзаконных актов, но эти вопросы сейчас решаются», - отметил Сергей Шкляр, заместитель Министра юстиции по вопросам исполнительной службы.

Второй блок комплексной реформы - это подготовка процесса обучения и экзамена для частных исполнителей. Институт права и последипломного образования, который работает при Минюсте, будет готовить будущих исполнителей в течение месяца. Одновременно могут обучаться три группы по 80 человек в каждой. Те лица, которым не нужно проходить стажировку (адвокаты, нотариусы, бывшие управляющие, государственные исполнители), могут перейти сразу к сдаче экзамена.

В процессе экзамена автоматически исключается человеческий фактор, так как компьютер sm_system выбирает для составляющего ряд вопросов, на которые он должен ответить. А также ситуативные и практические задачи, которые нужно решить, и выйти на проект процессуального решения по тем, которые принимают частные или государственные исполнители. Экзамен будет длиться 4 с половиной часа.

По словам Сергея Шкляра, реформирование коснулось и вопроса вознаграждения для исполнителей. Теперь частные исполнители будут получать 10% от фактического взимания, а государственные - 2%. Такая разница в процентах объясняется тем, что государственные исполнители не должны платить налоги, заработную плату своим работникам, членские взносы в ассоциациях, оплачивать рекламу и прочее. Дополнительная мотивация для государственных исполнителей - статус государственных служащих.

«Мы сделали адекватную мотивацию как для государственных, так и для будущих частных исполнителей, которой, кстати, в Украине никогда не было. Новая награда стала начисляться фактически после 5 октября и уже сейчас мы видим, как улучшилась работа государственной исполнительной службы, поднялись показатели, в том числе, по исполнительному сбору. Поэтому ожидаем от государственных исполнителей адекватной, своевременной и эффективной работы в рамках правового поля, - считает Сергей Шкляр.
- В следующем году увидим комплексную реформу в действии, где именно государственные исполнители будут играть с частными на прозрачном правовом поле по честным конкурентными правилам».